На недавних пресс-конференциях руководство «Газпрома» ознакомило акционеров и журналистов с планами развития газового рынка на Дальнем Востоке. Оказывается, в соответствии с утвержденным балансом до 2020 года к концу десятилетия потребление газа в Хабаровском крае составит примерно 3 млрд кубометров. Напомню, что в 2006 году был введен в эксплуатацию магистральный газопровод Сахалин —Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск мощностью 4,5 млрд кубометров в год, что вполне достаточно для снабжения края в 2020 году. Газопровод строил не «Газпром», и поэтому стоимость объекта составила всего 9,8 млрд рублей или менее 20 млн рублей за километр (сравните с 184 млн за 1 км меньшего по мощности «олимпийского» газопровода Джубга — Лазаревское — Сочи).
Тот же утвержденный газовый баланс предусматривает рост потребления в Приморском крае с 0,7 млрд кубометров в прошлом году до 2 млрд к 2020 году. Кроме того, руководство «Газпрома» рассчитывает и на экспортный рынок — в 2018 году запланирован ввод в строй первой очереди завода «Владивосток-СПГ» мощностью примерно 7 млрд кубометров в год, то есть до 2018 года суммарный спрос на газ в Приморье едва ли будет выше 2 млрд кубометров.
Спрашивается, зачем «Газпром» так торопился ввести в строй новый газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток? Проект стоимостью 467 млрд рублей и запланированной мощностью в 30 млрд кубометров — это слишком дорогой способ поставки таких маленьких объемов газа. Нетрудно подсчитать, что с учетом субсидий федерального бюджета (11,5 млрд рублей в год) себестоимость доставленного во Владивосток газа в прошлом году составила около 20 000 рублей, или $643 за тысячу кубометров. Если уж совсем невозможно было провести саммит АТЭС без газа, то проще было бы завезти на остров Русский несколько сотен или тысяч баллонов пропана.
К 2019 году, когда суммарный спрос завода СПГ и потребителей Приморья может достигнуть 7 млрд кубометров, во Владивосток уже придет газопровод «Сила Сибири» (61 млрд кубометров) общей стоимостью 1,4 трлн рублей. Если у «Газпрома» не закончатся деньги, то в конечном счете суммарная мощность ведущих во Владивосток газопроводов будет доведена до 91 млрд кубометров в год.
Как-то раз, выступая по поводу чужого трубопроводного проекта, Владимир Путин заявил: «Строить трубу без контрактов бессмысленно и в высшей степени опасно». Более образно ту же тему комментировал глава «Газпром экспорта» Александр Медведев: «Есть какие-то базовые вещи в газовом бизнесе, которые, как говорится, на кривой козе не объедешь. Должен быть газ. Должен быть рынок. Должны быть контракты».
Однако опыт «Газпрома» на Дальнем Востоке показывает, что строить трубу без контрактов совсем не опасно, если в качестве «кривой козы» для объезда убытков выступает федеральный бюджет (то есть российские налогоплательщики).
В завершение отмечу, что в акционерных обществах принято, чтобы вложенные деньги работали и приносили прибыль. Увы, деньги «Газпрома» работают не на акционеров, а на подрядчиков и посредников, занятых в строительстве по меньшей мере несвоевременных газопроводов.