Тори Берч не скрывает, что попала в число миллиардеров глобального списка Forbes в том числе и благодаря экс-супругу. Если бы не его прошлогоднее решение избавиться от большей части пакета акций некогда созданной ими компании, то независимые консультанты не стали бы проводить оценку всей Tory Burch LLC. Тем не менее PrivCo оценила бизнес в сумму более $3 млрд, а стоимость доли Тори взлетела до $1 млрд. По итогам 2012 года она стала второй самой молодой из самостоятельно заработавших себе состояние американских женщин-миллиардеров (моложе ее только изобретательница Spanx Сара Блейкли).
47-летняя Тори Берч всегда подчеркивает: несмотря на увлеченность бизнесом, на первом месте у нее всегда семья. Все ее претензии к теперь уже бывшему супругу Кристоферу лежат исключительно в деловой плоскости, но в своей любви к детям они единодушны; а их у Тори и Криса шестеро — трое совместных сыновей и три дочери Криса от первого брака. Тори с радостью сама забирает детей из школы, ходит на родительские собрания, посещает их спортивные соревнования.
Такое отношение к детям воспитано в Тори ее собственной семьей — она выросла на Valley Forge, старинной ферме в Пенсильвании в окружении трех старших братьев. В «мужском обществе» Тори лет до десяти предпочитала носить джинсы и поздно задумалась о нарядах. Первое элегантное платье от Yves Saint Laurent, с блестками и кружевом, мама купила ей в четвертом классе. Мать будущего дизайнера в юности была актрисой, дружила с Марлоном Брандо, а в одежде склонялась к аристократическому шику а-ля Жаклин Онассис. Но более всего Тори восхищалась безупречным вкусом своего отца инвестиционного бизнесмена Бадди Робинсона. Он безукоризненно комбинировал плащи с костюмами, и все вместе — с шарфами от Hermès. Через десятилетия при создании своей первой коллекции Тори главными вдохновителями стали наряды ее родителей 1960-1970-х годов со старых семейных фотографий; а одну из самых продаваемых линеек своего бренда Тори Берч назвала в честь мамы — Reva.
После окончания школы для девочек Agnes Irwin School Тори изучала историю искусств в Пенсильванском университете, а в середине 90-х уехала в Нью-Йорк. Там она работала копирайтером в журнале Harper's Bazaar, в модном доме Ralph Lauren, салоне дизайнера свадебных платьев Веры Вонг, в офисе парфюмерного бренда Loewe. Но первым шагом к ее реальной бизнес-карьере стало замужество с состоятельным венчурным инвестором Кристофером Берчем в 1997 году.
Крис и сам имел опыт работы в модной индустрии. В 1976 году они с братом Робертом, вложив в дело $2000, наладили на одной из фабрик производство линии свитеров Eagle’s Eye, которые с успехом продавали прямо в кампусе родного колледжа в Итаке. В следующее десятилетие продажи компании составляли около $140 млн в год, продукция продавалась в 50 брендовых магазинах США, а в 1998 году братья продали бизнес за $60 млн.
В первый год семейной жизни у Тори и Криса родились близнецы Генри и Николас, а в 2001-м – третий сын Сойер. Параллельно Тори работала над идеей новой линии одежды по собственным эскизам. Не имевшая никакого опыта в бизнесе и специального дизайнерского образования, она разработала линию женской одежды, которую сейчас называют «совершенно уникальной и очень узнаваемой». За основу она взяла стиль, который всегда был и остается востребованным – преппи» – стиль благополучных студенток дорогих колледжей и университетов, слегка чопорный, но очень женственный. Муж Кристофер в 2004 году вложил в дело $2 млн и привлек еще $10 млн инвестиций, став председателем совета директоров и исполнительным директором Tory Burch LLC.
Стиль, который фэшн-обозреватели окрестили как Preppy-bohemian luxe, оказался столь удачным и востребованным среди женщин всех возрастов и социальных категорий, что первая же коллекция была целиком распродана чуть не в день открытия магазина. Флагманский магазин TRB от Tory Burch открылся в феврале 2004 года в Нолите, модном районе Манхэттена. Компания Tory Burch моментально стала популярной, а Тори получила приглашение на дневное шоу Опры Уинфри в 2005 году, где ее назвали «новой величиной в мире моды». После шоу на toryburch.com в течение суток зашло 8 млн пользователей.
В 2006 году Тори создала балетки Reva всех цветов радуги и украшенные эмблемой ее марки, которые немедленно стали хитом. Число ее магазинов продолжало расти: бренд начал сотрудничать с международной сетью роскошных универмагов Harvey Nichols, бутики открылись в Лондоне и Дубае. Однако тот же год поставил точку на браке Тори и Криса — пара начала бракоразводный процесс.
В 2009 году Тори основала Tory Burch Foundation, фонд по поддержке и микрокредитованию бизнеса женщин-предпринимателей. В том же году Tory Burch LLC продала 18% акций мексиканской инвестиционной фирме Tresalia Capital, возглавляемой Марией Асунсьон Арамбурусабала — богатейшей женщиной Мексики по версии Forbes в 2007 году. После сделки у каждого из экс-супругов Берч оставалось по 28,3% акций компании.
К 2010 году товары с лейблом Tory Burch продавались уже в 25 брендовых бутиках и более чем в 450 розничных магазинах Америки, Европы и Азии. «Крестная» проекта – Опра Уинфри — включает в финальный выпуск «Мои любимые вещи» балетки Reva, закрепив за ними статус «обязательных».
В 2011 году аналитики Barclays Capital оценили стоимость Tory Burch LLC в $2 млрд. В том же году власти Китая выявили производство контрафактных изделий под маркой Тори Берч, за что компания получила $164 млн — беспрецедентную по меркам модной индустрии неустойку. Между тем, численность сотрудников компании Тори составляла уже 1000 человек против 14 на старте в 2014 году, а выручка достигла $500 млн, из которых почти $60 млн приносил сайт. Но тут Тори получила неожиданный удар.
Крис Берч запустил собственный фэшн-проект C. Wonder. Его первая же коллекция оказалась почти точной копией моделей Tory Burch, только вполовину дешевле. Эксперты мира моды и СМИ не сомневались, что от Tory Burch последует иск, но весной 2012 года иск подал сам Кристофер Берч. Он обвинил бывшую жену и членов правления компании в препятствовании развитию его нового бизнеса и отношений с поставщиками, а также в давлении при попытках распорядиться его пакетом акций Tory Burch. Тори ответила встречным иском, в котором обвинила экс-супруга в плагиате: ее адвокат провел пошаговое сравнение моделей из коллекций Tory Burch и C. Wonder, которое действительно выявило практически стопроцентную идентичность — вплоть до эмблемы и декора магазинов.
Спустя полгода, в декабре 2012 года конфликт бывших супругов пошел на убыль: Кристофер продал 20% принадлежащих ему акций Tory Burch LLC инвестиционным фондам General Atlantic и BDT Capital Partners за $650 млн. Таким образом, компания была оценена в $3,25 млрд. Именно после этой сделки Forbes включил Тори и Кристофера Берч в рейтинг миллиардеров. При этом Крис сохранил за собой 8,3% акций Tory Burch LLC стоимостью $270 млн, но покинул место в совете директоров компании.
По итогам 2012 года продажи марки Tory Burch увеличились до $800 млн, а собственная сеть на начало 2013 года выросла до 83 магазинов. Следующий шаг – публичное размещение акций компании, которое может сделать бывшую домохозяйку Тори Берч еще богаче.