Сказке конец: основатели «единорогов» обеднели за год почти на $100 млрд
В январе прошлого года компания Brex, занимающаяся выпуском кредитных карт, привлекла $300 млн от целого ряда известных инвесторов, что почти удвоило ее стоимость до $12,3 млрд и сделало ее бразильских соучредителей — 26-летнего Педро Франчески и 27-летнего Энрике Дубуграса — самыми молодыми миллиардерами, которые самостоятельно заработали свое состояние.
«Мне кажется, люди думают, что мы уже достигли успеха, — сказал Дубуграс в интервью Forbes. — Так и есть, но не совсем. Мы, безусловно, рады нашим достижениям, но впереди еще столько всего».
Конечно, еще слишком рано списывать со счетов долгосрочный успех, который может ожидать Brex. Но год спустя, по оценкам Forbes, стоимость компании упала до $6,4 млрд — почти на 50% меньше, чем 12 месяцев назад. Франчески и Дубуграс тем временем покинули клуб миллиардеров — их состояние сократилось с $1,5 млрд до $900 млн на каждого.
В марте 2022-го, на пике ажиотажа финансирования стартапов, состояние 44 основателей «единорогов» — частных компаний стоимостью более $1 млрд — достигало, по оценкам Forbes, в общей сложности $190 млрд. Год спустя, после обвала криптовалютных и частных рынков, Forbes в консультации с известными венчурными компаниями, инвесторами и поставщиками данных провел переоценку стоимости представленных «единорогов». Результаты поражают: половина состояния миллиардеров-основателей просто испарилась. Это привело к тому, что элитная группа визионеров стала беднее на $96 млрд, чем год назад, — 12 из них больше не являются миллиардерами. И это не считая основателей китайских «единорогов», которые сталкиваются со своим уникальным набором проблем.
«Тогда было другое время в мире, где я, возможно, и стоил X на бумаге, но это были довольно смешные деньги, — говорит партнер венчурной компании Menlo Ventures Мэтт Мерфи о периоде до пика инвестиций. — Я думаю, что потребуется небольшая детоксикация. В мире венчурного бизнеса люди настолько опьянены успехом, что теперь всем нужно преодолеть эту оценочную зависимость. Этот период прошел, закончился и больше не вернется, так что давайте посмотрим на все логически и сосредоточимся на создании хороших компаний более эффективным с операционной точки зрения способом».
Некоторые «единороги» уже снизили свои оценки. Стартап онлайн-платежей Checkout.com в декабре снизил внутреннюю оценку стоимости до $11 млрд — в январе 2022 года инвесторы оценили компанию в $40 млрд. В результате состояние швейцарского основателя и генерального директора компании Гийома Пусаза, в прошлом самого богатого предпринимателя Европы в сфере технологий, сократилось с $23 млрд до $7,2 млрд.
Ирландский платежный гигант Stripe, основанный братьями Патриком и Джоном Коллисонами, поступил так же, снизив свою внутреннюю оценку стоимости до $63 млрд в этом месяце — в марте 2021-го инвесторы оценили компанию в $95 млрд. Теперь собственный капитал каждого брата снизился с $9,5 млрд до $6,9 млрд. В октябре Instacart Апурвы Меты и стартап по разработке программного обеспечения Databricks Али Годси также провели переоценку собственной стоимости.
Шведский стартап Klarna, соучредителями которого являются бывшие миллиардеры Виктор Якобссон и Себастьян Семятковски (их собственный капитал упал с $4 млрд и $3,2 млрд до $600 млн и $500 млн соответственно), стал единственным «единорогом» с основателями из списка миллиардеров Forbes, который уже провел новый «понижающий раунд». В результате оценка стоимости компании опустилась с $45,6 млрд до $6,7 млрд.
Однако эти компании были исключением. «Все компании тянут два-три года, существуя за счет привлеченных средств, и избегают понижающих раундов, — рассказывает Мерфи из Menlo Ventures. — Уже прошел почти год, и если вы [венчурная] компания, вы точно не допустите, чтобы оставшихся средств хватило всего на полгода-год. Поэтому мы считаем, что рынок должен активизироваться в конце этого года».
Мерфи говорит, что увольнения — это один из способов, с помощью которого компании «правильно сокращают расходы, чтобы сохранить средства». Этот метод использовали такие «единороги», как Scale AI 26-летнего Александра Вана, криптовалютная биржа Gemini Кэмерона и Тайлера Уинклвоссов, а также Brex, Klarna и Stripe.
До сих пор Forbes оценивал компании, поддерживаемые венчурными инвесторами, беря оценку их последнего раунда финансирования, независимо от того, когда он был проведен, и вычитая из нее 10% из-за отсутствия ликвидности и финансовой прозрачности. Новая методология Forbes приводит оценки компаний с поддержкой венчурного капитала в большее соответствие с недавними потрясениями на публичных рынках, а также с внутренними и внешними уценками, с которыми сталкиваются «единороги».
Если компания собирала средства за последние три месяца, как интернет-ретейлер Fanatics Майкла Рубина или оборонный стартап Anduril Палмера Лаки, Forbes использовал оценку, полученную в последнем раунде финансирования. Если компания не проводила раундов финансирования или внутренних уценок в недавнем времени, Forbes работал с тремя поставщиками данных о ценах на частном рынке — ApeVue, Caplight Technologies и Notice — для переоценки 30 «единорогов», на которых приходится большая часть состояний миллиардеров (и бывших миллиардеров). В большинстве случаев Forbes усреднял текущие оценки поставщиков данных для каждого «единорога». Оценки поставщиков были основаны на показателях аналогичных публичных компаний, активности на вторичном рынке и публично заявленных оценках взаимных фондов. С помощью этого анализа Forbes подсчитал, что в настоящее время количество миллиардеров (без учета Китая), которые являются основателями «единорогов», упало с 44 до 32. Их совокупное состояние составляет $94 млрд.
Не все согласны с нашим новым подходом. Когда стало известно, что Forbes снизил оценку стоимости британской финтех-компании Revolut до $13,8 млрд (с $33 млрд), а собственный капитал ее соучредителей Ника Сторонского и Влада Яценко — до $3,3 млрд (с $7,1 млрд) и $500 млн (с $1,1 млрд), представитель компании выступил против данного анализа: «Мы не занимаемся спекуляциями по поводу нашей оценки. С момента последнего раунда финансирования, в ходе которого мы были оценены в $33 млрд, прибыльный бизнес Revolut продолжает демонстрировать высокие результаты на рынках по всему миру».
Конечно, стоимость «единорогов» имеет глобальные последствия не только для собственного капитала основателей, но и для самих компаний. «Для компаний не столь важно, является ли основатель миллиардером или нет, если только они не используют значительные заемные средства против своей [ранее] высокой оценки, — комментирует венчурный капиталист Эрик Пейли из Founder Collective. — Во всем этом замешано эго. Но самая большая проблема — это увольнения и кризис доверия. В каком-то смысле это психологический фактор. Гораздо проще осознавать, что оценка поднялась с $1 млрд до $5 млрд, чем наблюдать, как она растет с $1 млрд до $10 млрд, а затем падает до $5 млрд».
«Теперь все возможности ваших сотрудников находятся под угрозой, и они могут решить перейти в другое место, где, по их мнению, наблюдается подъем, а не спад, — добавляет Пейли. — Точно так же инвесторы могут задуматься, а зачем вообще инвестировать в такую компанию. Все эти люди не могут принять, что их компания больше не такая, как прежде».
Перевод Ксении Лычагиной