Великобритания обязала владеющие недвижимостью компании раскрыть собственников
В Великобритании начал действовать реестр зарубежных организаций, согласно которому все иностранные компании, владеющие недвижимостью в стране, обязаны раскрыть их реальных собственников. Сделать это они должны до 31 января 2023 года.
Новая мера коснется зарубежных организаций, которые приобрели недвижимость или землю в Англии и Уэльсе после 1 января 1999 года, в Шотландии после 8 декабря 2014 года, в Северной Ирландии после 1 августа 2022 года. Организации, которые продали имущество или землю в Великобритании после 28 февраля 2022 года, также должны будут предоставить подробную информацию об этом. При этом под реальными бенефициарами понимаются те, кто владеет минимум 25% долей в компании, владеющей недвижимостью.
Реестр введен в соответствие с новым Законом об экономических преступлениях, принятом в 2022 году. После регистрации иностранное юридическое лицо получит уникальный идентификатор, который будет передаваться в Земельный кадастр при покупке, продаже, передаче, аренде или взимании платы за недвижимость или землю в Великобритании. На практике это означает, что без внесения в реестр компания просто не сможет совершить сделку с недвижимостью. Несоблюдение закона будет караться штрафом на сумму до £2500 ($3070) в день или тюремным заключением на срок до пяти лет.
Введение реестра ознаменовало новую стадию борьбы Лондона с отмыванием средств. Министр по делам бизнеса Великобритании Кваси Квартенг, комментируя введение реестра, заявил, что закон окажет «немедленный сдерживающий эффект на олигархов, пытающихся скрыть свои доходы, полученные нечестным путем, и даст гарантии того, что Великобритания станет местом только для законопослушного бизнеса».
С учетом политической обстановки мера вероятно будет направлена именно на российских владельцев активов, сказала Forbes руководитель практики Private Wealth Maxima Legal Наталья Демина. При этом юрист обращает внимание на то, что законодательство требует идентификации только бенефициарных владельцев непосредственно компании, а не самой земли или объекта недвижимости. «Это важно, потому что компания может владеть этой землей в качестве номинального лица, которому компания не принадлежит», — говорит эксперт.
Новые меры также подверглись критике внутри Великобритании. Депутат от Лейбористской партии Маргарет Ходж заявила, что новый реестр «пронизан недостатками и лазейками» и что для того, что чтобы действительно остановить приток «грязных денег» в Британию, правительство должно создать открытый реестр бенефициаров владельцев земли и имущества, а не только тех, которые принадлежат компаниям. Джон Каллинейн, директор по государственной политике Chartered Institute of Taxation (организация, объединяющая налоговых экспертов и занимающаяся вопросами политики в области налогообложения), также считает, что собственники легко смогут использовать «зияющие дыры» в новых правилах. К примеру, оформив право собственности на компанию, где будет более четырех собственников, у каждого из которых будет менее 25% долей. «Компания — владелец собственности может принадлежать кайманской или панамской юридической фирме, например, которая владеет многими объектами недвижимости от имени состоятельных клиентов. В этом сценарии в реестр скорее всего будут внесены имена партнеров юридической фирмы», — рассуждает Каллинейн.
Введение реестра — не первая попытка британских властей определить реальных собственников имущества. В 2018 году в Британии приняли закон об Unexplained wealth orders (UWOs) (имущество неясного происхождения). Он позволяет правоохранительным органам арестовывать подозрительные активы неясного происхождения и удерживать их до тех пор, пока их владельцы не объяснят происхождение средств, на которые это имущество было приобретено. В итоге на сегодня известно о четырех делах, возбужденных в рамках этой процедуры.
Состоятельных россиян новая мера может коснуться непосредственным образом — недвижимость в Великобритании есть у существенной части участников списка Forbes. К примеру, богатейшему россиянину, совладельцу НЛМК и по совместительству заядлому охотнику Владимиру Лисину принадлежит шотландский замка Аберухиль в графстве Пертшир. Самый большой после Букингемского дворца дом в Лондоне — поместье Witanhurst — принадлежит семье совладельца «Фосагро» Андрея Гурьева.