Мордашов попросил власти отменить надбавки РЖД для металлургов и дать им скидки
Миллиардер Алексей Мордашов попросил правительство отменить экспортную надбавку к тарифам РЖД в размере 8%. Кроме того, он «в срочном порядке» попросил предоставить металлургическим компаниям индивидуальные скидки. Без этого компаниям придется сильно сократить производство, утверждает предприниматель
Миллиардер Алексей Мордашов как глава ассоциации «Русская сталь» попросил правительство отменить экспортную надбавку к тарифам РЖД для черных металлов в размере 8% и «в срочном порядке» дать металлургическим компаниям индивидуальные скидки для сохранения объемов экспорта. Об этом написал РБК со ссылкой на письмо Мордашова первому вице-премьеру Андрею Белоусову от 26 июля. Издание ознакомилось с копией письма, ее подлинность подтвердили два источника, близких к членам ассоциации.
Мордашов — совладелец «Северстали», помимо нее в ассоциацию «Русская сталь» входят НЛМК, ММК, Evraz и еще несколько крупных предприятий. По заявлению самой ассоциации, входящие в нее компании производят 98% российского чугуна и около 90% стали и российского проката, около 63% труб, а также значительную долю сырья для металлургической промышленности.
По словам Мордашова, из-за стоимости транспортных перевозок на рынке сложилась «критическая ситуация» с поставками металлопродукции на экспорт. По состоянию на июль, расходы на транспорт в среднем достигли 15% от конечной стоимости продукции, на Дальний Восток — 23%, хотя еще весной доля составляла примерно 7%, утверждает глава «Русской стали». В случае сохранения тарифной надбавка металлургам придется отказаться от железнодорожных перевозок в Азию в пользу морских перевозок, возможности которых тоже ограничены, отметил источник РБК, близкий к одной из сталелитейных компаний.
Если просьбы металлургов не выполнят, им придется существенно снизить производство из-за неконкурентоспособности экспорта в текущих условиях, заявил Мордашов. А это чревато и ухудшением экономики металлургических предприятий, и выпадающими доходами РЖД: при снижении выпуска на 4,8 млн т потери РЖД составят порядка 22 млрд рублей по итогам года, предупредил предприниматель. По его словам, «Русская сталь» проводила совещание с РЖД, и представители компании заявили о готовности рассмотреть корректировку тарифов, но просят согласования на уровне правительства. РЖД на совещании не говорили о готовности подумать о корректировке тарифов — только о том, что вопрос должен решаться на уровне правительства, возразил источник РБК, близкий к РЖД.
Представители «Русской стали» и РЖД отказались от комментариев. Аппарат Белоусова к моменту публикации этого текста не ответил на запрос издания.
Экспорт для российских металлургов стал почти бессмысленным, хотя раньше он был «локомотивом волатильности или снижения цен на российском рынке», заявил 20 июля глава совета директоров Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) и лидер рейтинга миллиардеров России по версии Forbes в 2022 году Владимир Лисин. По его оценке, раньше на экспорт приходилось 40% производства. Часть направлений закрылась, а азиатские направления, в том числе Китай, «довольно сложные» с точки зрения логистики и стоимости фрахта, говорил миллиардер.