К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Кроме царя мы ничего другого не заслужили»: главное из интервью Олега Тинькова телеканалу «Дождь»

Фото Ольги Павловой для Русфонда
Фото Ольги Павловой для Русфонда
Основатель «Тинькофф Банка» Олег Тиньков в программе Hard Day’s Night на «Дожде» рассказал, почему развалилась сделка с «Яндексом», почему он не хочет заниматься оперативным управлением бизнеса, как боролся с болезнью и зачем России царь. Главное — в нашем обзоре.

Что изменилось после болезни

Тиньков сообщил о найденной у него лейкемии в марте 2020-го. В июне он рассказывал, что во время лечения «пережил два сепсиса, COVID-19 и «кучу «побочек». Он решился на пересадку костного мозга, так как с помощью химиотерапии полностью избавиться от лейкемии не удалось. 19 декабря он рассказал, что болезнь в ремиссии. 

«Когда ты 14 месяцев борешься, проводишь четыре месяца в клинике, из которых три месяца в боксе, не понимаешь, выживешь или нет, получить такие слова (о ремиссии) это, конечно… Я до сих пор не осознал. Похоже, что я победил рак. Безусловно, моя жизнь поделилась на до и после. Буду оптимистичен, первую половину жизни я разбрасывал камни. Сейчас время собирать. Становишься немножко философом, рефлексируешь, есть о чем задуматься, когда о смерти думаешь. Когда римские легионеры возвращались с войны, они ехали, а сзади им напоминал раб «помни о смерти». Пробыв в этой ситуации, ты переосмысливаешь жизнь.

Терпение не было моей чертой. Я тороплюсь, я бегу, я крушу, все горит вокруг меня. Но теперь я научился быть более взвешенным. Интересно, что из этого получится, это глобальный эксперимент. Был один Олег Тиньков, теперь другой. В конце концов я прожил первую часть жизни, зарабатывая деньги, делая что-то для себя и своей семьи, вторую часть жизни буду пытаться делать что-то для других».

 

О создании фонда для борьбы с лейкемией

Тиньков анонсировал планы создать фонд, который содействовал бы донорству костного мозга, в июле, после того как сам перенес операцию по трансплантации. Фонд создается по модели эндаумента.

«Я с удивлением узнал, что наш эндаумент в 20 млрд рублей будет больше, чем все существующие в России фонды. Мы этот фонд регистрируем, только 1 февраля у нас счет откроется. Самое приятное, что один мой коллега, топ-менеджер банка, отдал весь свой годовой бонус — не меньше $1 млн — в фонд. Я сказал Евгений… А он безапелляционно. Никто не вложился больше, фонда еще нет, фандрайзинг — второй этап».

 

<...>

«Я хочу что-то сделать для себя, для семьи, для людей. Что останется после тебя? Когда я лежал в клинике на первой химии, я смотрел фотографии жены и детей и понял, что я умирал. $3 млрд на счету и что дальше? Мне это неинтересно. Надо, чтобы после тебя что-то осталось. Вот такая цель».

Посмотреть полную версию интервью на сайте телеканала «Дождь»

 

О сделке с Yandex

В сентябре TCS Group (головная структура Тинькофф Банка) и «Яндекс» объявили, что предварительно договорились о продаже банка IT-гиганту. Спустя 25 дней сделка развалилась. В декабре траст семьи Олега Тинькова продал 5% депозитарных расписок TCS Group на $325 млн. Бизнесмен объяснил, что средства пойдут в благотворительный фонд и на урегулирование его юридических проблем. 

«Продал 5% по хорошей цене, намного выше, чем обсуждали сделку с «Яндексом». 30,5 за акцию. Часть этих денег пойдет на фонд, часть на мои другие вопросы. У меня много акций до сих пор, нормальная была сделка, вовремя. Что касается сделки с «Яндексом», если вам кто-то когда-либо скажет, что сделка не сложилась, потому что Олег не то сказал, — допускаю, кстати, что когда-нибудь склеится с «Яндексом», — все сделки разваливаются по одной причине — мало денег. Мы не договорились, разница в разбеге была $200 млн. Я бы на их месте заплатил, но у них свои соображения, свои процедуры. Ну и я уже устал, я начал сделку в больничном боксе, я «сидел» на всяких нехороших вещах и в такой ситуации начал делать сделку. Я устал. И не договорились просто из-за денег. Я просил $6,2 млрд. Они давали $6 млрд».

<...>

«Мы с Аркадием (сооснователь и генеральный директор группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож — Forbes) начали с объединения. Они мне платили из суммы половину акциями. Они хотели, чтобы я не мог их продавать 18 месяцев. Я сказал, если вы мне даете такие акции, в некотором смысле пораженный актив, я хочу в управлении принимать участие, как я могу владеть тем, что от меня не зависит. Если вы платите кеш, тогда другое дело. Если бы мы эту сделку сделали, я был бы как Аркадий по доле. Поскольку мне давали половину акциями, я считал, что эти полтора года, я должен влиять на операционное управление. Но зачем я им нужен по большому счету? Со своим уставом в чужой монастырь, у них там своя корпоративная культура».

Энергичный пациент: Forbes выбрал Тинькова бизнесменом 2020 года

 

О проекте La Datcha

Проект La Datcha — пять гостевых домов Тинькова в Куршевеле, Валь-Торансе, Астрахани, Форте-деи-Марми и Кабо-Сан-Лукасе.

«Когда что-то делаешь для души, проект приносит деньги. И зарабатывает довольно смешные, если сравнить в тем, что вложено, но деньги. Плюс эти локации всегда нас ждут, приезжаешь, там все работает, тебя встречают, обслуживают, ты дома. Это очень перспективное Airbnb для богатых. Зачем владеть такой недвижимостью, если она стоит? Это глупое расходование средств. А так они 3-4 % годовых приносят. У меня есть мечта на Камчатке построить, это мой любимый регион. Может, наконец этот проект реализуется».

О банке, его продаже и нежелании идти на запад

«Амбиций у меня поубавилось, а амбиций в бизнесе тем более. «Тинькофф» — самый крутой физтех-стартап в мире. Хотя мы третий банк по количеству клиентов, у нас всего 2% рынка. Россия огромный рынок: прибыльный, хороший. Мы на запад пока не собираемся».

<...>

 

«Я банк продал на IPO в 2013 году. Перед этим один раз с Мишей Фриманом (председатель совета директоров LetterOne Holdings и наблюдательного совета «Альфа-Групп» — Forbes) беседовал один раз о продаже. Потом с Грефом (председатель правления Сбербанка Герман Греф — Forbes). Все. Я не веду переговоры, на меня никто не выходит, мы дорогие. Кто за нас заплатит? Я очень дружу с Грефом, у него две шапки — CEO банка и шапка либерала. Но когда он надевает шапку либерала... Он сказал: «Так есть ты, и мой менеджмент хотя бы двигается, смотря на вас. А если я вас куплю (разговор был два года назад), то никого больше не останется». Как СЕО он должен был купить, а как рыночник, как либерал, он отказался. Я ничего не продаю, никуда не хожу».

О том, кто круче

«Круче меня предприниматель в России только один — это Сергей Галицкий (основатель розничной сети «Магнит» — Forbes). Но ему надо было чуть-чуть пораньше отойти от бизнеса и пойти на его прекрасной лодке в кругосветку. Он и морально расхлебался, продал на нервах. Я основатель, знаю, что надо вовремя отдать менеджмент».

О политике и монархии

«Я не интересуюсь политикой, я бизнесмен. <...> Все мы были революционерами-студентами. Но я понял, что в наших пенатах демократия плохо женится. Было бы куда более спокойней, если был бы царь, он набрал бы качественное правительство, а власть бы передавалась из поколения в поколение. Мне как русскому человеку это очень льстит. Кроме царя мы ничего другого не заслужили».

О процессе в США

В марте Минюст США обвинил Тинькова в сокрытии активов на $1 млрд перед налоговой.

 

«В первой половине 2021 года будет решение вопроса. Это чисто экономическая ситуация в США, но они ее перевернули в криминальную. <...>  Ошибка молодости была стать гражданином США».

О возвращении в Россию

«Мой дом Россия. Жена сидит ждет не дождется, когда мы сможем поехать домой. Лондон к нам не имеет отношения. Думаю, что я здесь на полгода еще зависну».

О допинге в спорте и решении CAS отстранить российских спортсменов от участия в соревнованиях под национальным флагом

«Все спортсмены на высоком уровне жрут допинг. И норвежцы и американцы. Что касается решения по России — ну это в большей степени политическое давление. Очень обидно видеть наших спортсменов с белым флагом, для меня очень больно».

О чем жалеет Олег Тиньков

«Я рефлексирую сейчас, какие-то посещают мысли. Я жалею, что пропустил, как росли мои дети, я видел мало свою жену. Конечно, я пытался обеспечить их, но я положил слишком много на это. Я отдал все силы и частичку своей души и тела. Сколько я работал — это ужас. Было много перегибов, я не помню Дашу, своего первого ребенка вообще. Я не видел, как пошли мои дети. Грешник я, грешник. Я пытался поменять Россию. Тогда вся страна была стартап. Либо ты за 200 рублей работаешь на заводе, либо ты стартап. А сейчас ты думаешь, назад же не открутить, но надеюсь, буду наслаждать внуками.  Россиянам хочу пожелать в 2021 году только здоровья».

 

Итоги года — 2020. Выбор редакции Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+