Девелопер из расследования об утечке из финразведки США Павел Фукс объяснил перевод $1 млн в адрес бывшего вице-мэра Москвы
Известный в 2000-х московский девелопер Павел Фукс, сегодня проживающий на Украине, рассказал Forbes, зачем в 2015 году его брат Роман перевел на счет бывшего вице-мэра Москвы Иосифа Орджоникидзе $1 млн. Эта транзакция, совершенная через нью-йоркское подразделение банка Barclays, показалась его сотрудникам подозрительной. Информацию о ней банкиры переслали в FinCEN (Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями) — подразделение американского Минфина, выполняющее функции финансовой разведки. 20 сентября издание Buzfeed и Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовали информацию о тысячах транзакций из базы FinCEN. В их числе оказался перевод Фукса.
Фукс подтвердил Forbes, что действительно переводил Орджоникидзе $1 млн и назвал бывшего московского чиновника, курировавшего в том числе строительство «Москва-Сити», своим давним другом и учителем. Деньги были нужны Орджоникидзе для строительства дома. «Я его встретил в Грузии (я тогда работал там в течение 4 лет), — передал Фукс в письменных ответах Forbes. — Орджоникидзе затеял строительство жилого дома. Для него было очень важно построить в своей родной стране. Продажи шли не очень хорошо, сам он человек не богатый и ему не хватало оборотных средств. Он попросил одолжить $1 млн на срок 1-2 года, я одолжил. В течение года или двух он возвращал эту сумму частями».
Фукс также прокомментировал уголовные дела, которые были заведены в его отношении в России. Одно из них касается строительства ЖК Sky House на Мытной улице в Москве. Компания MosCityGroup начала проект в 2008 году, в итоге он превратился в скандальный долгострой. Осенью 2019 года Таганский суд Москвы заочно арестовал Фукса — к тому моменту он уже покинул Россию и жил на Украине. По версии следователей, Фукс вывел из России половину из 14 млрд рублей, привлеченных на строительство ЖК Sky House. Уголовное дело — политический заказ, утверждает Фукс: «В 2018 году Россия ввела санкции против украинских политиков и бизнесменов. В том числе и против меня. Это произошло после ряда моих заявлений о поддержке независимости и суверенитета Украины и важности энергетической независимости. За санкциями последовали уголовные дела».
При этом, по словам Фукса, на момент возбуждения уголовного дела, Sky House был построен на 99%. «У проекта была непростая судьба: его реализация начиналась при старой администрации Москвы, продолжилась при новой, у нас были проблемы с заключением договора аренды земли, пришлось три года судиться с городом, чтобы добиться справедливости и т.д. Естественно, бизнес-план претерпел в связи с этим существенные изменения. Однако, несмотря ни на что, мы продолжали работу — часто за свой счет и себе в убыток — и мы готовы были завершить строительство, но практически уже на самом финише началась новая судебная тяжба с городом, и снова проблемы».
По словам Фукса, в материалах уголовного дела содержатся заключения экспертиз, в которых говорится, что от дольщиков Sky House было привлечено 7,277 млрд рублей, а на строительство потрачено 8,5 млрд рублей. «Здесь простая арифметика, — говорится в ответах Фукса. — Во-первых, никаких 14 млрд рублей не было, в действительности в проект привлечено вдвое меньше денег, а во-вторых, и это главное, на строительство Sky House потрачено на 1 млрд 230 млн рублей больше, чем привлечено денег! 1 млрд 230 млн рублей моих личных денег. О каком мошенничестве или выводе средств из проекта здесь может идти речь?»
Еще об одном уголовном деле в отношении Павла Фукса в августе 2020 года писал «Коммерсантъ». Оно касалось строительства элитного поселка на Истре — «Резиденция Кристалл Истра». Как писало издание, Фукс вместе с партнером Бекболатом Бекеновым привлекли у клиентов $100 млн, но вложили в проект только $15 млн, а большую часть денег якобы вывели в офшоры на Кипре и Британских Виргинских островах.
«Упоминание моего имени в публикациях о проекте «Кристалл Истра» имеет ту же природу, что и в первом случае, только здесь вместо 14 млрд рублей и похищенной половины появляются $100 млн, из которых якобы украдены $85 млн. Все эти суммы, как и утверждение об их хищении, — выдумка», — утверждает Фукс. По его словам, сам он вышел из проекта еще 12 лет назад, и средства для строительства привлекались без его участия. «Знаю определенно, что в «Кристалл Истре» не было никаких денег дольщиков, здесь происходила обыкновенная продажа участков под частное строительство, и каждый, кто заплатил за участок, получил свой участок, — говорит Фукс. — Я слышал, что претензии к застройщику поселка заключаются в том, что он не обеспечил должный уровень инфраструктуры, не сделал поселок «люксовым». Поскольку строительство поселка велось уже после моего выхода из проекта и не моей компанией, мне сложно сказать, насколько эти претензии обоснованны. В любом случае возбуждение уголовного дела на таком основании мне кажется весьма странным. Надеюсь, это сделано не для того, чтобы создать еще одно «дело Фукса» и устроить черную медиакомпанию против меня».