Дороги за 6 триллионов: компания Ротенберга и ВЭБа может получить подряды в рамках спасения российской экономики
Совместное предприятие семьи Аркадия Ротенберга и ВЭБ.РФ «Нацпроектстрой» может стать генподрядчиком инфраструктурных проектов в области дорожного строительства в рамках выполнения плана по спасению российской экономики. Об этом в интервью Forbes рассказал первый зампред ВЭБ.РФ Николай Цехомский.
«Не исключаю, — ответил он на вопрос о том, получит ли «Нацпроектстрой» функции генподрядчика при выполнении проекта «Дороги России». — В любой стране есть такие подрядчики. Где-то — государственные, где-то — квазигосударственные».
Проекты на триллионы
План восстановления экономики правительство разработало в конце мая. Его стоимость на 2020-2021 годы составляет примерно 8 трлн рублей. Из этой суммы 1,6 трлн рублей правительство планирует потратить на одиннадцать проектов в рамках дорожного строительства. Общая стоимость этих проектов — порядка 6 трлн рублей.
Самый дорогой — стоимостью 4,8 трлн рублей до 2024 года или 1,4 трлн в 2020-2021 годах — перекочевал в план из нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Он предполагает масштабное строительство и ремонт дорог в регионах, а также мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, например, увеличению числа камер.
Представитель «Нацпроектстроя» сообщил Forbes, что «в той части программы, которая касается развития транспортной инфраструктуры в стране, есть проекты, которые потенциально представляют интерес для компании». «После завершения процесса создания «Нацстройпроект» планирует на общих основаниях участвовать в конкурсах на те объекты, которые будут соответствовать нашим компетенциям и критериям отбора проектов», — добавил он.
Представитель Аркадия Ротенберга от комментариев отказался.
Остальные десять «дорожных» проектов антикризисного плана предполагают строительство дорог, ранее включенных в комплексный план развития и модернизации инфраструктуры. Больше всего, следует из плана, правительство планирует потратить на два участка транспортного коридора «Европа-Западный Китай» (ЕЗК) — скоростную трассу «Москва-Казань» (610 млрд рублей) и обход города Тольятти с мостом через Волгу (120,8 млрд рублей).
Ранее представитель «Нацпроектстроя» подтверждал интерес компании к генподряду по ЕЗК. В структуре «Нацпроектстроя» с июня создана компания «НПС ЕЗК».
Конкурент иностранцам
Помимо «НПС ЕЗК», в состав «Нацпроектстроя» входят еще две компании — «НПС ДЗОК» и «НПС Аксай».
Название первой можно расшифровать как «Дальний западный обход Краснодара», этот проект предполагает строительство участка трассы М4 Дон, который соединил бы ее с выходом на Керченский мост.
Аксай — город в Ростовской области, вокруг которого также планируется построить обход на трассе М4 — этот проект общей стоимостью около 90 млрд рублей также включен в план восстановления экономики. На участках М4 в Липецкой и Воронежской областях уже работает «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, активы которого планируется внести в «Нацпроектстрой».
Ранее «Ведомости» писали, что «Нацпроектстрой» может без конкурса получить подряды на строительство обхода Краснодара и Аксая. «Мы думаем, что все точно будет через конкурс, — сказал Forbes Цехомский. — Просто мало кто может взять на себя такого рода масштабные проекты. Это либо иностранный игрок, либо «Нацпроектстрой». По факту может получиться, что на такой конкурс никто не придет, кроме иностранцев. В любом случае, «Нацпроектстрой» будет объединять частных российских игроков, вовлекать их в реализацию проектов».
Железнодорожный интерес
О создании «Нацпроектстроя» компания «Стройпроектхолдинг» Аркадия Ротенберга и ВЭБ.РФ договорились на Петербургском международном экономическом форуме в 2019 году. Инициатором выступил ВЭБ.РФ, рассказал Цехомский Forbes: «Сегодня даже самый крупный российский игрок «Мостотрест» не входит в двадцатку мировых лидеров. Мы хотим объединить усилия и создать компанию, которая будет не просто подрядчиком, но сможет и привлекать финансирование в проект».
Сейчас «Нацпроектстрой» принадлежит ЗПИФ «Легион» под управлением компании «Эвокорп». Со временем, говорил глава «Нацстройпроекта» Рубен Аганбегян, место «Легиона» в СП займут структуры семьи Ротенбергов. Как писал РБК, стоимость активов, вносимых в «Нацпроектстрой», может превысить 100 млрд рублей. ВЭБ.РФ оплатит свою долю (43%) деньгами, Ротенберги такую же долю — активами. Также акционером может стать некий профессиональный инвестор с долей 14%.
Помимо «Мостотреста», в состав СП войдет «ТЭК Мосэнерго», принадлежащая сыну Аркадия Ротенберга Игорю. Также партнеры заинтересованы во вхождении в СП группы «1520» — крупного подрядчика РЖД. Глава «Нацпроектстроя» Рубен Аганбегян говорил РБК, что переговоры с акционерами «1520» ведутся, но на процесс оказывают влияние уголовные дела, заведенные на бывших и нынешних собственников группы — Валерия Маркелова и Бориса Ушеровича. Вхождение «1520» в состав «Нацпроектстроя» открывает СП дорогу к подрядам по железнодорожным проектам из плана спасения экономики, например, реконструкции БАМа и «Транссиба» (680 млрд рублей) и развитию железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле (520 млрд рублей).