Семейные ценности: как российским миллиардерам правильно передать состояния детям
Все консультанты, рассуждающие о том, почему наследники российских миллиардеров чаще всего не участвуют в семейном бизнесе, вспоминают, что частная собственность появилась в России всего тридцать лет назад. Поэтому неудивительно, что первое поколение отечественных миллиардеров по-прежнему возглавляет бизнес. Рейтинг наследников Forbes это подтверждает — в большинстве случаев дети не занимаются семейным делом.
Одни родители не видят у детей интереса к семейному делу, другие — опыта управления или конкретных знаний, но главная проблема, на мой взгляд, — авторитаризм старшего поколения. Собственники бизнеса считают себя незаменимыми и не думают о передаче капитала.
В результате наследники часто не знают, что делать с семейными активами, и распродают их при получении без должной подготовки. Иногда дети вообще рискуют остаться без наследства — если создатель бизнеса не продумал стратегию передачи наследства или оформил ее некорректно. Так, к примеру, произошло с совладельцем девелоперской компании «Росинка» Олегом Захаровым. Он переоформил часть активов под контроль кипрского траста, и после смерти бизнесмена юристы из уважаемой кипрской фирмы, которые создавали структуру и впоследствии ею управляли на правах трастового управляющего, попытались захватить активы.
Чтобы избежать споров и сохранить дело, важно заранее разработать и закрепить юридически структуру наследования активов. Активы обычно состоят из бизнеса и личных активов, рассмотрим особенности передачи и того и другого.
Передача бизнеса
Типичная модель передачи бизнеса — постепенное привлечение наследников к управлению. Сначала дети занимают неключевые посты в компании. Постепенно они получают свободу в принятии решений и берут на себя больше ответственности. Со временем наследники продвигаются по карьерной лестнице.
Например, так действовал основатель компании «Черкизово» Игорь Бабаев. Его сыновья после учебы за границей вернулись в Россию и начали работать в компании отца. Сегодня старший сын Сергей занимает должность генерального директора «Черкизово», а младший, Евгений, возглавляет совет директоров компании. Удостоверившись, что детям можно доверить управление бизнесом, Игорь Бабаев передал семье и права собственности на акции, на сегодня основатель компании в ее акционерном капитале не участвует.
Сын основного акционера УГМК Искандера Махмудова Джахангир (третье место в списке самых богатых наследников России по версии Forbes) работает в группе отца с 2012 года и сейчас занимает должность директора по трансформации УГМК. У него есть опыт работы в финансах, IT, инвестиционно-банковском секторе — подходящий набор компетенций для управления крупным бизнесом.
Можно выделить несколько правил успешной передачи бизнеса. Во-первых, дети должны интересоваться бизнесом и хотеть им управлять. Мотивация «не подвести отца» не работает. Лучше выделить наследнику зону персональной ответственности и не вмешиваться в процесс, даже если ребенок ведет бизнес иначе. Так наследник увидит конкретные результаты своей работы и сможет научиться на ошибках. Вмешаться в его действия можно только, если они угрожают компании.
Во-вторых, вводить детей в бизнес надо постепенно. Если назначить наследника главой совета директоров в 25 лет, это помешает ему получить реальный опыт управления и демотивирует менеджмент.
В-третьих, рядом с наследником всегда должен находиться собственник бизнеса или опытный наставник из семейного офиса. Дети должны получать своевременную и честную обратную связь, а при необходимости — поддержку.
Передача личных активов
В ситуации, когда дети не могут управлять семейным бизнесом, есть два решения. Первое — продать бизнес и передать наследникам ликвидный капитал. Второе — передать управление бизнесом топ-менеджменту и ограничить влияние наследника на компанию.
Передача ликвидных активов — более простой вариант. Главная задача — сделать так, чтобы наследники не промотали большой капитал, когда его получат. Для этого необходимо выстроить систему юридических ограничений, которые определят порядок выплат детям, сделать это с помощью завещания невозможно, потребуется создавать фонд или траст. Существует много моделей таких ограничений, например возможно ограничить выплаты только суммами прибыли структуры, оставляя само тело актива нетронутым для следующих поколений.
Возможно допустить наследников к деньгам только при выполнении таких условий, как получение высшего образования, достижение определенного зрелого возраста, например тридцати лет. Один из наших клиентов, к примеру, захотел увязать размер выплат детям с их личными доходами, причем чем больше доходы, тем больше должны быть выплаты. По мнению клиента, это заставило бы наследников зарабатывать деньги самостоятельно.
Преимущество передачи ликвидных активов в том, что управление можно полностью делегировать профессиональной управляющей компании, не вовлекая в это детей. Такой управляющей компанией может быть и фэмили офис клиента, и швейцарский банк, и любая инвестиционная компания. Cамое главное, что для такой управляющей компании патриарх семьи может установить KPI, при недостижении которых управляющего нужно будет заменить. Так будет создана автономная структура, поддерживающая детей на долгой дистанции, которая не будет требовать активного вовлечения в управление на ежедневной основе.
Второй вариант — передать управление бизнесом топ-менеджменту, а бенефициарные права семье, но это требует большого доверия к управляющим. В этом случае необходима мотивационная программа для руководителей компании: они должны получить акции и опционный план на увеличение доли в бизнесе.
Такой подход может работать с небольшими пакетами акций в большом бизнесе, в котором существует прозрачная система корпоративного управления. Также подобное встречается в IT-бизнесе, где команда менеджмента изначально была мотивирована опционными планами, а бизнес держался на общей идее и продукте, а не благодаря железной воле основателя.
Самое главное — стратегия
Разрабатывать план передачи капитала стоит заранее. При подготовке надо идти от общего к частному: сначала необходимо выработать общую стратегию. В ней следует определить условия передачи состояния: кто из наследников какие активы получает, могут ли дети управлять активами самостоятельно или получат только права на прибыль, кто из наследников должен получить бизнес, а кто — ликвидные активы.
После разработки стратегии можно переходить к выбору инструментов для ее реализации.
Иногда достаточно завещания и передачи капитала при жизни. Но если у семьи разветвленная структура активов, понадобятся более сложные инструменты: фонды или трасты. Они позволяют зафиксировать для наследников волю отца-основателя на долгой дистанции.
Желательно, чтобы рядом с наследниками всегда был протектор, который будет следить за выполнением воли отца-основателя. Протектор может быть коллегиальным, чтобы исключить риск его недобросовестных действий.
Из-за смены поколений вопрос передачи активов становится все более актуальным для российских предпринимателей. Продуманный и юридически корректный план передачи наследства позволит снизить вероятность конфликтов в семье из-за наследства, передать бизнес из поколения в поколение и сохранить высокий уровень жизни детей.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции