Приглашение от Путина: богатым россиянам предложили вернуться из офшоров
Выступая в среду с обращением к нации из-за пандемии коронавируса, президент Владимир Путин выдвинул ряд очевидно «левых» инициатив: длинные выходные с сохранением зарплат, доплаты семьям с детьми, каникулы по потребительским и по ипотечным кредитам. Представителей более обеспеченных слоев населения ждали гораздо менее радостные новости. Одной из них стало заявление главы государства о том, что выплаты процентов и дивидендов за рубеж «должны облагаться адекватным налогом». Адекватной, по мнению Путина, является ставка в 15%.
По словам президента, сейчас две трети средств, которые уходят из России в виде процентов и дивидендов, «а по сути это доходы конкретных физических лиц», в результате разного рода схем «так называемой оптимизации» облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%. «Тогда как граждане даже с небольших зарплат платят подоходный налог в 13%. Это, мягко говоря, несправедливо», — заключил он.
Для того, чтобы реализовать инициативу на практике, Россия готова пересмотреть и, если понадобится, даже выйти из соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с некоторыми странами. «Начнем с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны», — отметил президент.
Согласно действующему законодательству, ставка налога на дивиденды в пользу иностранных организаций составляет 15%. Однако де-факто, налог может быть уплачен по более низкой ставке, если это предусмотрено СИДН между Россией и той страной, в которой зарегистрирован получатель дивидендов. Налоговым агентом в этом случае выступает организация, выплачивающая дивиденды. При этом такой возможностью пользуются не только мультинациональные компании, ведущие реальную деятельность, но и компании в иностранных юрисдикциях, специально зарегистрированные российскими собственниками для налоговой оптимизации.
Сегодня такие соглашения, фактически дающие возможность российским налоговым резидентам-бенефициарам этих иностранных компаний платить налоги по более низким ставкам, у России действуют более чем с 80 странами. Наибольшей популярностью у российских налогоплательщиков пользуются Кипр и Нидерланды, также популярны Сингапур, Люксембург, Гонконг, перечисляет партнер ФБК Legal Надежда Орлова. Например, в случае с Кипром, снизить налоговую ставку по дивидендам можно до 5-10%. При этом у России не заключены СИДН с такими офшорными юрисдикциями, как, например, Британские Виргинские или Сейшельские острова.
Короновирусная деофшоризация
Очевидно, что в первую очередь поправки коснутся граждан и компаний, которые ведут в России бизнес, но получают дивиденды за границей, поскольку их бизнес структурирован через иностранные компании, говорят опрошенные Forbes эксперты. По сути, это еще одна попытка склонить владельцев крупнейших бизнесов к деофшоризации.
«Создается дополнительный налог на перечисление средств материнским компаниям, расположенным в офшорных зонах, который снизит доходы акционеров компаний. Соответственно это такое приглашение для них возвращаться на родину», — объясняет старший директор агентства АКРА Максим Худалов.
«Сейчас это выглядит больше как некое давление со стороны государства, — рассуждает Худалов. — Но с учётом того, что мы видим последнее время в Великобритании, где имущество при определенных условиях изымается в пользу британской казны (речь идет о процедуре Unexplained Wealth Orders (UWO), когда владелец активов должен объяснить происхождение средств, на которые оно было приобретено — прим.Forbes), возможно, эти вынужденные действия российских властей позволят некоторым российским бизнесменам сохранить свои состояния, вернув их в российскую юрисдикцию».
Худалов отмечает, что в офшорах в основном зарегистрированы структуры крупных экспортеров, которые получили существенную прибыль в виде девальвационной маржи после ослабления рубля. «Придётся этой маржой поделиться, либо провести перерегистрацию в российский офшор», — резюмирует он. В российских офшорах (специальных административных районах) на островах Русский (в Приморье) и Октябрьский (в Калининградской области) налоговая ставка для зарегистрировавшихся там компаний составляет с выплаченных дивидендов 5%, c полученных — 0%.
Формально эта инициатива выглядит избыточной, считает партнер TA Legal Consulting Иван Тертычный. В России уже действует законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК), которое говорит, что если человек является российским налоговым резидентом и пользуется доходами от иностранной компании, он обязан с них заплатить налоги так, как если бы это была российская компания. «Теоретически это законодательство и так перекрывает для российских налоговых резидентов возможности использования соглашения о двойном налогообложение», — поясняет юрист.
По сути эти нововведения направлены против россиян, которые ведут бизнес через Кипр для того, чтобы скрыть свое российское происхождение, скрыть КИК, и таким образом платить по ставке нерезидента, продолжает он. Впрочем есть и те россияне, кто получает дивиденды российских компаний, но налоговым резидентом России не является. Их инициатива Путине не затронет и вряд ли убедит сменить налоговое резидентство на российское, говорит главный экономист БКС Владимир Тихомиров.
Ударит ли мера по иностранцам
В том виде, в котором изменения в законодательство были предложены президентом, они могли затронуть не только россиян, которые пытаются снизить свое налоговое бремя в России, но и иностранных инвесторов. «В случае отмены системы двойного налогообложения настоящим иностранным инвесторам было бы очень невыгодно вести бизнес в России. Они уплачивают 20% налога на прибыль, с оставшейся суммы президент предлагает взимать ещё 15%, затем они будут вынуждены еще раз заплатить налоги на дивиденды у себя в стране», — говорит партнер ФБК Legal Надежда Орлова. Если в новых версиях соглашений о двойном налогообложении или новом законодательстве, которое появится после послания президента, будут предусмотрены условия, позволяющие применять текущие пониженные ставки для иностранных инвесторов, то негативных последствий для привлечения инвестиций в Россию можно будет избежать, отмечает она.
В своей речи Владимир Путин упоминал не только дивиденды, но и проценты, и введение налога на них также представляет существенный риск, отмечает Тертычный. Он напоминает, что крупнейшие российские инфраструктурные проекты, такие как «Ямал СПГ», Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, финансировались западными банками, и по этим кредитам банками не платился налог на проценты.
Впрочем, российский Минфин вечером в четверг, 26 марта, уже дал пояснения о том, как будет повышаться налог на дивиденды. «Изменения, которые планируются в части повышения ставки налога у источника на доходы в виде дивидендов и процентов, коснутся только так называемых транзитных юрисдикций. Как правило, компании в таких юрисдикциях созданы для целей применения пониженных ставок, установленных соглашениями об избежании двойного налогообложения. Это относится, в первую очередь, к Кипру и ряду других аналогичных юрисдикций», — сообщило ведомство. Изменения, которые вступят в силу с 1 января 2021 года, не коснутся процентных доходов по еврооблигациям, облигациям российских компаний и займам от иностранных банков.
При этом к уходу в тень в результате нововведений готовиться российской экономике не стоит — СИДН в основном пользуется крупный бизнес, официально декларирующий прибыль и выплачивающий дивиденды. Изменившиеся правила игры вынудят бизнес приспособиться — платить повышенный налог с дохода, причем в случае разрыва соглашения — дважды в обоих странах, либо сменить иностранную юрисдикцию на российскую, заключает управляющий партнёр АБ «Деловой фарватер» Роман Терехин.