К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Безумные авиаторы: чем похожи Говард Хьюз и Илон Маск

Фото Justin Lane / EPA / TASS
Фото Justin Lane / EPA / TASS
Жизни Илона Маска и Говарда Хьюза — миллиардера-авиатора, образ которого на экране воплотил Леонардо Ди Каприо, удивительно схожи. Они оба пытались совершить революцию в отраслях, в которых работали. Оба превратили свою страсть к полетам в бизнес. Оба воевали с инвесторами и регуляторами. Оба крутили романы с голливудскими актрисами. Хьюз умер одним из богатейших людей мира. Чем закончится история Илона Маска?

Этот миллиардер из Лос-Анджелеса стал всемирно известным благодаря новаторским инженерным разработкам, рискованным испытаниям новых технологий и масштабным инвестициям, которые позволили совершить прорыв в пассажирских перевозках. Его романы со звездами обсуждали все. Он увольнял одного директора за другим, принимал странные решения, которые влетали в копеечку, и провоцировал конфликты, неоднократно бросая вызов политикам и пренебрегая законом. Но все же он был одним из величайших предпринимателей своего времени.

Нет, речь не об эксцентричном миллиардере Илоне Маске, который сейчас борется за пост гендиректора Tesla в суде с Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) и пытается поставить компанию на ноги после того, как она потратила $5 млрд с 2010 года на популяризацию своих электромобилей и солнечных панелей. Мы говорим о миллиардере Говарде Хьюзе, который к моменту своей смерти входил в число богатейших людей мира. Хьюз инвестировал в авиацию и помог популяризовать коммерческие авиаперевозки, руководил крупнейшими киностудиями Голливуда и построил огромную империю на казино и недвижимости, а разработанное при его участии оборудование позволило начать новую эпоху в нефтедобыче. Он повлиял также на развитие спутникового телевидения, биомедицинских исследований и игорного бизнеса в Лас-Вегасе.

April 4, 2019

Пока федеральный судья Элисон Нэйтан рассматривает дело Илона Маска, которого SEC обвиняет в нарушении прошлогодней сделки по делу о манипуляции котировками Tesla, было бы полезно взглянуть на карьеру другого сумасбродного предпринимателя и его борьбу с американскими регуляторами. Ведь даже неожиданные победы не могли обеспечить бизнесу Хьюза долгосрочную стабильность.

 

Наследник, продюсер, авиатор

Говард Хьюз родился в 1905 году. В 1920-х годах унаследовал компанию Hughes Tool, которая выпускала буровые коронки для бурения нефтяных скважин. Хьюз никогда не интересовался нефтедобычей, поэтому перепоручил управление компанией другим и переехал в Лос-Анджелес. Там он мог тратить получаемые  от Hughes Tool деньги на увлекательные проекты в авиации и кино — тогда они только начинали развиваться. Хьюз финансировал съемки немого фильма «Два аравийских рыцаря», который был удостоен «Оскара» за лучшую режиссуру комедии. На съемках его собственной картины «Ангелы ада» (1930) погибло несколько пилотов. Но сам Хьюз стал звездой. Он встречался с актрисами Джейн Рассел, Кэтрин Хепберн и Джин Питерс (на последней Хьюз женился). В свою очередь, Илон Маск после развода с писательницей Жюстин Маск (урожденной Уилсон) женился на британской актрисе Талуле Райли, а позднее также встречался с актрисой Эмбер Херд и имел непродолжительный роман с инди-певицей Граймс, который вызвал большой ажиотаж в прессе.

Страсть Хьюза к авиации привела к тому, что он решил начать производство собственных самолетов, чтобы устанавливать мировые рекорды. Так в 1932 году у Hughes Tool появилось новое подразделение — Hughes Aircraft. К 1938 году Хьюз облетел вокруг Земли за рекордно короткое время, получив всемирную известность. В 1939 году он за $9 млн выкупил контрольный пакет акций американской авиакомпании Trans World Airlines, в которую щедро вливал деньги. Hughes Aircraft во время Второй мировой войны была крупным поставщиком самолетов для армии США. Хьюз инвестировал и в другие быстро развивающиеся авиастроительные компании, например в Boeing и McDonnell Douglas.

 

Говард Хьюз умер в 1976 году. На тот момент под его контролем были авиакомпании Trans World Airlines и Hughes Airwest, голливудская киностудия RKO Pictures, несколько многомиллиардных компаний, шесть казино и большая часть неосвоенных участков земли в Лас-Вегасе. Хотя он и провел последние месяцы жизни в затворничестве на Багамах в своей резиденции под названием «Занаду», его имя было известно во всем мире. Сегодня оно присвоено одной из крупнейших благотворительных организаций США — Howard Hughes Medical Institute.

Несмотря на все свои успехи, большую часть публичной жизни миллиардеру пришлось бороться с политиками и регуляторами. Как и в случае с Маском, SEC обвинила Хьюза в финансовых манипуляциях с акциями принадлежащих ему публичных компаний. Оба миллиардера также столкнулись с судебными исками от акционеров. Но есть и отличие — Хьюз из-за своих опрометчивых решений зачастую был вынужден передавать свои компании в слепой траст, что в некоторой степени защищало их от его своенравного управления.

Предприниматель, новатор, экспериментатор

Илон Маск родился в ЮАР и переехал в США в поиске новых возможностей в 1992 году, на заре эпохи интернета, чтобы изучать физику и экономику в Пенсильванском университете. Позднее он учился в Стэнфорде, но бросил учебу, чтобы создать компанию-производителя программного обеспечения, которую он в итоге продал Compaq. Следующим проектом будущего миллиардера была система электронных платежей X.com, ставшая частью PayPal. Илон Маск стал основателем компании вместе с Питером Тилем, Ридом Хоффманом и другими. Когда eBay приобрел PayPal в 2002 году, Илон Маск получил $165 млн, которые затем инвестировал в другие проекты. В 2002 году он основал ракетостроительную компанию SpaceX. В 2004 году потратил $6,35 млн на создание компании Tesla, которая стала ведущим производителем электромобилей в мире. Он финансировал производителя солнечных батарей SolarCity, который позднее вошел в структуру Tesla. А в 2017 году Маск создал The Boring Company, чтобы заниматься разработкой его собственной концепции вакуумных поездов Hyperloop.

 

Как и Говард Хьюз, Илон Маск смело ставил многое на карту, чтобы добиться изменений в крупных отраслях промышленности. Он точно так же хотел проверить, сколькими компаниями можно руководить одновременно, и составить конкуренцию мировым лидерам в автомобилестроении, электроэнергетике, нефтедобыче и освоении космоса. Tesla конкурирует с олигополией традиционных автопроизводителей. После сокращения бюджета государственного NASA Маск увидел, что у SpaceX есть возможности запускать спутники, грузовые космические корабли, а также отправлять в космос астронавтов. SolarCity призвана ускорить переход на экологически чистые источники энергии и помочь снизить зависимость человечества от ископаемых видов топлива.

Tesla, SpaceX и SolarCity стали заметными, мультимиллиардными проектами. Но ни одна из компаний не принесла Маску значимую прибыль. И на них нередко негативно сказывается его волевой, но зачастую слегка опрометчивый стиль управления.

SpaceX, которая оценивается в $30 млрд, стала лидером среди частных космических компаний и уже выполнила несколько запусков для NASA. Илон Маск поставил цель не только высадиться на Марсе, но и колонизировать его. Но сейчас в отношении SpaceX проводится проверка, чтобы установить, может ли компания быть подрядчиком NASA. Проверку решили провести после того, как Илон Маск курил марихуану во время интервью комику Джо Рогану.

SolarCity в 2016 году была продана Tesla, что озадачило инвесторов. Маска обвинили в проведении так называемой сделки с заинтересованностью, поскольку большинство членов совета директоров Tesla, которые утвердили сделку, были так или иначе связаны с миллиардером. Это также подтолкнуло акционеров компании к подаче коллективного иска. Результаты SolarCity пока что скорее разочаровывают. Доля рынка компании снижается, а темпы продаж солнечных батарей, которые можно использовать в качестве кровельного материала, и систем хранения энергии Tesla Powerwall замедляются.

Но ни одна из компаний Маска не приносит ему столько проблем, как Tesla. При этом она остается самой ценной его компанией. Через два года после размещения акций Tesla на бирже Nasdaq Илон Маск поразил весь мир, представив первые электромобили Tesla Model S. Люксовый седан получил восторженные отзывы, а его продажи превзошли ожидания. Акции Tesla резко выросли в цене, и Илон Маск начал разрабатывать новые модели электромобилей, в частности кроссовер Tesla Model X и более доступный по цене седан Tesla Model 3. Но начало поставок Model X было задержано на два года, в основном из-за проблем с открывающимися вверх задними дверями (так называемые крылья сокола), на добавлении которых настаивал миллиардер. Массовому производству Tesla Model 3 помешали проблемы с автоматизированным сборочным конвейером, который пытался создать Илон Маск.

 

Руководству Tesla все же пришлось отказаться от мечты о полностью автоматизированном производстве. На напоминающем огромную палатку заводе в городе Фремонт, штат Калифорния, работники собирали Tesla Model 3 практически вручную. С 2016 года десятки топ-менеджеров Tesla покинули занимаемые ими должности, а миллиардные расходы компании и ее слабое финансовое положение вызвали недовольство инвесторов с Уолл-стрит.

Миллиардеры на грани нервного срыва

С течением времени поведение миллиардера Говарда Хьюза становилось все более непредсказуемым. Из голливудского шоумена он превратился в настоящую загадку, ведь последние годы жизни он проводил в изоляции — в номере отеля Desert Inn в Лас-Вегасе или в резиденции «Занаду» на Багамах. В 1972 году Ноа Дитрих, доверенное лицо и бухгалтер Хьюза, заявил в интервью Forbes: «Хьюз пережил три крупные авиакатастрофы и автоаварию, после которой он два дня пробыл без сознания. Во всех случаях он получил сильное сотрясение мозга. Я думаю, что его психическое состояние напрямую связано с этими авариями». Во время интервью Дитрих вспомнил, как в 1944 году сказал Говарду Хьюзу: «Тебе следует обратиться к доктору, и поскорее». На что миллиардер ответил: «Ноа, спасибо тебе большое. Сегодня утром меня консультировали три врача. Они говорят, что я на грани полного нервного срыва».

В 2017 году Илон Маск написал в Twitter, что может страдать от биполярного расстройства. Это было на удивление искреннее признание для столь публичной личности. Но летом 2018 года Маск снова нажил себе проблемы, опубликовав еще несколько необдуманных твитов. Он назвал педофилом британца, который участвовал в спасении детской футбольной команды из затопленной пещеры в Таиланде. Британец подал на Маска в суд, обвинив миллиардера в клевете. В августе после переговоров с инвестором Tesla — саудовским суверенным фондом Public Investment Fund предприниматель написал твит, который вызвал еще больший ажиотаж. «Думаю сделать Tesla частной за $420 [за акцию]. Финансирование обеспечено», — сообщил он своим 25 млн подписчиков. Комиссия по ценным бумагам и биржам провела расследование и установила, что у Маска не было достаточных оснований для того, чтобы объявлять о выкупе акций. Его обвинили в манипулировании котировками. Регулятор добивался отставки Маска с поста гендиректора Tesla. Но стороны решили попытаться договориться: по условиям соглашения Маск и Tesla выплатили в общей сумме $40 млн штрафов, и миллиардер покинул кресло председателя совета директоров компании и согласился с тем, что все его твиты, содержащие важную информацию, будут до публикации проверяться юристами. Маск согласился с условиями сделки, но впоследствии пренебрегал ими и выражал презрительное отношение к Комиссии по ценным бумагам и биржам. «Я хочу внести ясность. Я не уважаю SEC. Я не уважаю их», — заявил он в декабре в интервью ведущей передачи 60 Minutes Лесли Шталь. Из-за этого интервью и еще одного опрометчивого твита о производстве электромобилей Tesla чиновники из Комиссии по ценным бумагам и биржам США обвинили миллиардера в нарушении соглашения.

Борьба за власть

Сейчас судьба Илона Маска в руках судьи Элисон Нэйтан, которая рассматривает дело предпринимателя в федеральном суде Южного округа штата Нью-Йорк. В четверг она призвала Маска и SEC провести переговоры, и эта идея, казалось, понравилась предпринимателю. Но что, если он снова выберет путь противостояния? В худшем случае Маск будет отстранен от управления Tesla. Повлияет ли это на его должность в компании SpaceX? Лишится ли он поддержки банков, которые выдали ему миллиардные ссуды? Все эти сценарии были разыграны в длительной карьере Говарда Хьюза в авиации, кинематографе, энергетике, индустрии развлечений и недвижимости.

 

Стоит вспомнить покупку им контрольного пакета акций авиакомпании Trans World Airlines, которая принесла ему 50-кратную прибыль. Но Trans World Airlines судилась с миллиардером более десяти лет. В 1961 году авиакомпания подала на Хьюза в суд, обвинив в нарушении антимонопольного законодательства. Сумасбродного бизнесмена обвинили в том, что он велел своему приятелю, гендиректору авиакомпании, одобрить заказ стоимостью $320 млн на аренду самолетов у Hughes Tool. Это чуть не привело к краху Trans World Airlines. С одной стороны, из-за резкого расширения флота авиакомпания стала одной из самых быстро развивающихся в мире. С другой — она постоянно нуждалась в деньгах. Сам Хьюз попал в ловушку, когда назначенный им гендиректор уволился в разгар программы экстренной финансовой помощи на $265 млн. В одном из договоров с кредиторами мелким шрифтом было написано, что они имеют право перевести акции миллиардера в траст, если один из руководителей авиакомпании покинет занимаемую должность. Благодаря финансовой помощи Trans World Airlines была спасена, но Хьюз потерял власть. Его отстранили от непосредственного управления авиакомпанией, а новое руководство подало на миллиардера в суд, припомнив ему опрометчивый заказ на аренду самолетов. В 1966 году Говард Хьюз продал свой пакет акций авиакомпании за $546,5 млн.

«В целом следует надеяться, что Говард Хьюз никогда больше не сможет пользоваться абсолютной властью, которой он обладал, будучи главой Trans World Airlines. Надежды эти не связаны с высокопарными мыслями о моральных принципах ведения экономической деятельности или же об интересах общенационального значения. Речь скорее идет о том, что все попросту отвлекаются на разговоры о Хьюзе. Кажется, что каждый, кто пытается рационально оценить Trans World Airlines и перспективы ее развития, рано или поздно начинает обсуждать только этого таинственного, притягательного и выдающегося человека» — так Forbes писал о стиле руководства Говарда Хьюза в 1961 году.

Trans World Airlines продолжала судиться с Хьюзом даже после того, как он продал акции авиакомпании. Серьезной головной болью для предпринимателя стал иск, выигранный руководством Trans World Airlines в 1963 году. Тогда миллиардера обязали выплатить компании $135 млн. Эта девятизначная сумма большую часть того десятилетия висела камнем на шее Хьюза и его бизнес-империи. Лишь в 1972 году миллиардер подал апелляцию в Верховный суд США и выиграл дело.

Историей с Trans World Airlines — не единственная попытка Хьюза управлять авиакомпанией, которая вылилась в судебные дрязги. После продажи ее акций бизнесмена заинтересовала авиакомпания Air West, которая тогда переживала не лучшие времена. В 1968 году он предложил выкупить контрольный пакет компании за $81 млн, или по $22 за акцию. После долгих споров он победил. Компания получила новое название — Hughes Air West. Но в 1970 году акционеры получили лишь по $8 за акцию. В 1973 году Хьюзу и четверым его партнерам предъявили обвинения в манипулировании ценой акций, сговоре и мошенничестве. В 1975 году к спору присоединилась Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC). Судебный процесс продолжался и после смерти Хьюза в 1976 году. В 1979 году, чтобы урегулировать вопрос, его наследники заплатили SEC штраф размером $30 млн.

 

Невзлетевшие проекты

Говард Хьюз пользовался особым вниманием как получатель госконтрактов. Hughes Aircraft стала известна частыми задержками поставок, ломающими планы властей. Во время Второй мировой войны компании Говарда Хьюза поручили создать самолет-разведчик, который так и не был поставлен на вооружение. При этом сам Хьюз при испытании прототипа чуть не разбился насмерть над Беверли-Хиллз. Позднее американские военные решили отказаться от транспортных кораблей, считавшихся легкими мишенями для немецких подводных лодок, и перевозить личный состав и вооружения по воздуху. Хьюз выиграл тендер, представив проект гидроплана H-4 Hercules, оснащенного восемью двигателями и способного перевозить 750 человек. Гидроплан получил известность в США под именем «еловый гусь» (Spruce Goose) и стал одним из самых амбициозных проектов Хьюза. Однако война закончилась, десятки миллионов были потрачены на разработку, но H-4 Hercules поднялся в воздух лишь пару раз.

В 1947 году сенатор от штата Мэн Оуэн Брюстер, сторонник печально известного сенатора Джозефа Маккарти, заставил Хьюза предстать перед Сенатом и рассказать о том, почему американское правительство потратило $40 млн на разработку самолета, который так и не был поставлен на вооружение ВВС. Чтобы отвести от себя обвинения в продаже фантомного продукта, Хьюз организовал специальное мероприятие для СМИ в городе Лонг-Бич, штат Калифорния. Он поднялся в воздух на H-4 Hercules на высоту 10 метров и в течение минуты летал над собравшимися. Так миллиардер заручился поддержкой публики и положил конец политической карьере сенатора Брюстера. Но чтобы остаться правительственным подрядчиком, ему пришлось в 1953 году передать в доверительное управление трасту Howard Hughes Medical Institute подразделение Hughes Aircraft. К моменту своей смерти в 1976 году Хьюз входил в число самых богатых людей в мире, но почти все его активы находились в трастах.

В 1984 году Forbes писал о том, что передача Hughes Aircraft в доверительное управление была даже выгодна Хьюзу. Журналист Алан Доддс Фрэнк писал: «Имелось подозрение, что вся эта сделка была лишь попыткой уйти от уплаты налогов. В 1985 году наследники Хьюза продали Hughes Aircraft компании General Motors за $5 млрд. Впоследствии Hughes Aircraft стала одной из ведущих компаний в сфере спутникового телевидения. Благодаря этой сделке Howard Hughes Medical Institute стал крупной благотворительной организацией и лидером в области генетических и биомедицинских исследований. Организация инвестировала $22 млрд в исследовательские проекты. 28 ее нынешних и бывших научных сотрудников были удостоены Нобелевской премии. В 1972 году в эксклюзивном интервью Forbes Ноа Дитрих, бухгалтер Хьюза, заявил, что миллиардер, возможно, уплачивал налоги всего на $20 000 в год. Сам Дитрих также долгие годы судился с компанией Хьюза из-за так и не выплаченной премии, которую миллиардер обещал ему за лояльность. Несмотря на то что скандальное интервью Forbes было по большей части преисполнено критики в адрес миллиардера, Ноа Дитрих все же признал, что Говард Хьюз «был своего рода гением механики».

Хотя прорыв Tesla Model S и приписываются только Илону Маску, за успехом электромобиля кроется целая команда талантливых разработчиков. В их число входят ветераны автомобилестроительной промышленности Питер Ролинсон и Ник Сэмпсон, эксперт по аккумуляторам Курт Келти, специалист по связям с правительством Диармайд О'Коннелл и дизайнер Джордж Бланкеншип, который спроектировал магазины Tesla. Никто из них больше не работает в компании Маска. А пока предприниматель зарабатывает очередные миллиарды благодаря SpaceX, этой компанией (с минимальным товарооборотом) по сути руководит ее президент и главный операционный директор Гвинн Шотвелл. Это не похоже на 2018 год, когда Tesla столкнулась с настоящим адом из-за проблем с производством Tesla Model 3. В 2018 году миллиардер провел не одну ночь на диване на заводе Tesla в городе Фремонт. Или же в самолете, отправляясь на очередную презентацию системы подземных туннелей его компании The Boring Company.

 

Несмотря на все сходства в судьбах двух предпринимателей, есть в них и значительные различия. Говард Хьюз практически никогда не полагался на стороннее финансирование. В двадцать с лишним лет он унаследовал 100% Hughes Tool, поэтому мог изымать из бизнеса крупные суммы, не отчитываясь ни перед кем. Илон Маск, напротив, смешал свои средства от продажи PayPal с множественными инвестициями других людей. Он несет ответственность не только перед акционерами и венчурными инвесторами всех своих компаний, но и перед банкирами, которые предоставили ему миллиардные кредиты.

Tesla и SpaceX в сумме стоят $80 млрд. Однако пока что рано говорить о том, что это настоящее чудо. И несмотря на то, что у новых проектов Илона Маска Hyperloop и The Boring Company впечатляющие цели, им еще нужно начать зарабатывать и менять промышленность. Ведь большая часть империи Илона Маска до сих пор основана на невыполненных обещаниях, которые связаны с конкретными сроками и ожиданиями инвесторов.

Перевод Полины Шеноевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+