Девятый номер в российском списке Forbes и владелец холдинга «Ренова» Виктор Вексельберг категорически не согласен с решением США ввести против него санкции и намерен его оспорить. «Моя позиция проста: санкции незаконны и несправедливы, буду судиться», — заявил он в кулуарах форума «Открытые инновации» (цитата по «РИА Новости»).
Впрочем, о судебном иске речи пока не идет, сообщил Forbes представитель миллиардера: «Речь идет об обжаловании решения OFAC (Управление по контролю за иностранными активами, Office of Foreign Assets Control), которое мы считаем необоснованным, в установленном порядке, то есть в самом OFAC».
Санкции против Вексельберга были введены в апреле 2018 года. Тогда в санкционный список попали сразу семь участников списка Forbes, и все — по разным причинам. В обосновании включения Вексельберга в черный список американского Минфина (SDN-лист) говорилось, что в 2016 году сотрудники российских правоохранительных органов провели обыски в офисах «Реновы» и «арестовали двух помощников Вексельберга, включая главного управляющего директора компании и другого топ-менеджера, за подкуп чиновников, связанных с проектом по производству электроэнергии в России».
Речь идет о Евгении Ольховике и Борисе Вайнзихере. Оба они в разные периоды возглавляли компанию «Комплексные энергетические системы» (сейчас «Т Плюс»). Их обвиняли в даче взяток руководству республики Коми за установление максимально выгодных тарифов на тепло- и электроэнергию. В августе 2017 года Ольховик и Вайнзихер были переведены из СИЗО под домашний арест, а в начале октября 2018 года, по данным источников «Ведомостей», были отпущены под подписку о невыезде. Вексельбергу до недавнего времени принадлежало 57,1% акций «Т Плюс», но в сентябре он снизил долю до 39,59%.
Есть ли у бизнесмена шансы добиться справедливости в США? Эксперты считают, что есть. По словам преподавателя кафедры международного права МГУ им.Ломоносова, эксперта по санкциям Сергея Гландина, ключевую роль при принятии OFAC такого решения играют публикации в ведущих англо-американских медиа, к примеру, The Washinghton Post или New York Times. «Если там появится статья о том, что Вексельберг к обвиняемым топ-менеджерам не имеет отношения, и миллиардер подкрепит этой статьей свое заявление в OFAC, у него есть все шансы», — поясняет эксперт. По его словам, к публикациям в авторитетной западной прессе Минфин США относится с большим доверием, чем к решениям государственных органов других стран.
«Процесс исключения будет небыстрым, он может занять около полутора лет. Желательно также уволить этих топ-менеджеров, которые стали фигурантами дела, показав, что он [Вексельберг] никакого отношения к ним не имеет», — продолжает Гландин. Убеждать в своей невиновности Вексельбергу нужно именно OFAC — в США никто, кроме этого ведомства, решать вопросы включения в санкционный список не компетентен, и в полномочия суда входит только вернуть обратно дело в OFAC для принятия нового решения, поясняет собеседник Forbes. При этом в OFAC можно пытаться вычеркнуть себя из санкционных списков неограниченное число раз.
«Очень редко, но OFAC исключает лиц из санкционных списков, шансы мизерные, но они есть», — подчеркивает эксперт. Из публично заявивших об этом российских граждан первым попытался сделать это экс-глава ФИДЕ Кирсан Илюмжинов в конце 2015 года, но отказали ему или нет, неизвестно, но он до сих пор не исключен из SDN-листа.
«И Дерипаска (Олег Дерипаска также включен в санкционный список. — Forbes), и Вексельберг ведут торг с властями США, и, видимо, игра стоит свеч», — говорит партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. «Расходы не очень большие по сравнению с тем, что стоит на кону. С учетом этого можно попытаться провести переговоры и оспорить решение ведомства», — считает он.
По мнению юриста, миллиардер может попытаться узнать об условиях снятия санкций и получить разъяснения, что, впрочем, не гарантирует успеха. «Дерипаска такие разъяснения уже получил, но санкции до сих пор не отменены несмотря на то, что он предпринял ряд существенных действий», — резюмирует Панич.