«Мальчишеские забавы»: Аркадий Ротенберг о Путине и Крымском мосте
Совладелец СПМ-банка, «Мостотреста» и Стройгазмонтажа« Аркадий Ротенберг появился в эфире телеканала «Россия-1» 16 сентября. В беседе с журналисткой Наилей Аскер-заде миллиардер, названный телеведущей главным мостостроителем «нашей страны», рассказал о «трогательных» отношениях с главой государства, строительстве Крымского моста и жизни под санкциями. Forbes отобрал самые интересные моменты из интервью бизнесмена.
О решении строить Крымский мост. «Во-первых, кто-то должен это делать, во-вторых, я чувствовал в себе силы, силы в своей команде, был достаточно уверен. Хотя, когда за это взялся, уже позже, уже более осмысленно и с меньшими эмоциями... Ни в коем случае не пожалел, но понял всю ответственность, которую мы на себя взяли. Президент сказал – надо сделать. Естественно, мы взялись за это осознанно. Конечно, было волнение... Коллектив очень слаженный и, как оказалось, грамотный. Много ноу-хау появилось... Кто не рискует, тот...Тот не строит мост».
О будущем моста. «100 лет простоит. Я уверен, много научных институтов, все взвесили, все померяли, инженеры, экологи. Сваи установлены таким образом, что природные условия им не страшны, будут стоять. Мостовые пролеты тоже».
О появлении Владимира Путина на открытии моста. «Когда он приблизился, в его глазах была такая радость, и мне было очень приятно, что это доставляет ему огромную радость и удовольствие».
О возможном строительстве моста на Сахалине. «Мы собрали здесь [в Крыму] 30 лучших мостоотрядов. Сейчас они пришли в единую команду. Поэтому сейчас мы можем выполнять любые задачи, которые будут перед нами поставлены. Если будет такая задача [построить мост на Сахалин], то я думаю, что мы справимся. У нас все основания для того, чтобы справиться с этой задачей, все есть. Пойдем на конкурс, если будем лучшие, если нам доверят, будем строить».
О «трогательных отношениях» с президентом. «Мы выросли вместе, это из детства у нас осталось. Я не думаю, что это у кого-то может вызывать какую-то ревность. Это мальчишеские забавы из той еще мальчишеской жизни, это ни в коем случае не касается президента Российской Федерации. У нас такие отношения еще из детства, это совсем другое. А если меня президент по голове погладит — это заслуживает ревности. А это не президент, это человек, с которым мы начинали и бороться, и у нас есть, что вспомнить из нашего детства».
О дзюдо: «[Последний раз боролся] думаю, лет 15-20 назад. Сейчас же народ молодой, они все стремятся на тебя нападать, выходишь весь в синяках. Даже не то что страшно, весь исцарапанный, весь такой какой-то... И так слава богу спортивное здоровье пока не особо покидает, поэтому еще пока делаю вещи, которые многие молодые не делают. Но вот бороться как-то, думаю, пока не надо. Может, дальше начнем бороться, посмотрим».
Об общении с Владимиром Путиным. «С президентом на «вы», а с человеком, с которым я знаком с детства, на ты. Президент — это президент, а человек, с которым мы с юношеского возраста — было бы глупо, если бы мы с ним были на «вы».
О санкциях. «[Санкции] накладывают свой отпечаток. Но мы давно под санкциями, мы к ним привыкли и научились в этих условиях выживать. СПМ-Банк достаточно ликвидный. Но были сложности, когда санкции только-только ввели, конечно, огромную цифру денежных средств вынесли из банка. Сейчас у нас по большому счету проблем нет. Проблемы, которые, они, видимо, хотели нам создать, они не создали».
О банке. «Мы начали делать банк еще в 2000-е, это был первый наш проект, и жалко сейчас его бросать. Если бы сейчас нам сказали вновь делать банк, я бы, может, подумал еще. Столько сил затрачено, и он у нас состоялся, у нас хорошая команда. Это было бы предательство — всех бросить и сказать: «мы закрываемся».
Об отдыхе. «Летом я отдыхал под Петербургом, там есть хорошее местечко, я забрал детей и отдыхал там, еще был в Крыму немножечко, провел неделю в Крыму, а так — все в пределах Российской Федерации. Я люблю в Крыму отдыхать».
О рейтинге «Короли госзаказа». «Во-первых, у нас до «короля госзаказа» далеко — мы используем процентов 15-17 рынка, до королевства далеко. Во-вторых, если брать по существу, ни одного проекта не завалили, все сдаем в срок. Поэтому насчет короля сильно преувеличено. И можно отметить, что с 2015 года мы заплатили 120 млрд рублей налогов».