Аркадий Ротенберг мог сохранить контроль над крупнейшим подрядчиком дорожной отрасли
Cемья Ротенбергов продолжает контролировать крупнейшего подрядчика транспортной инфраструктуры — компанию «Мостотрест», несмотря на продажу ее акций в 2015 году. Об этом Forbes рассказал источник в дорожной индустрии. По его словам, официальный выход из капитала был связан с санкциями США и попыткой «скрыть следы». Но Ротенберги по-прежнему влияют на деятельность «Мостотреста» и, как выяснил Forbes, получают доход только уже не в рамках отношений компании и акционера, а по схеме должник — кредитор.
Как Ротенберги выходили из капитала
В апреле 2015 года «Мостотрест» объявил, что Игорь Ротенберг и его партнеры продали 38,6% акций компании «ТФК-Финанс» за 10 млрд рублей. «ТФК-Финанс» — специальная финансовая структура, акционерами которой на тот момент были пять компаний, управляющих пенсионными резервами НПФ «Благосостояние» (один из учредителей — РЖД). До покупки акций, принадлежавших Ротенбергу и партнерам, «ТФК-Финанс» уже владела 25% «Мостотреста».
После сделки «ТФК-Финанс», ставшая владельцем 63,6% акций «Мостотреста», сделала обязательное предложение о покупке остальных акций. К августу 2015 года доля «ТФК-Финанс» увеличилась до 94,2%. Таким образом «ТФК-Финанс» потратила на выкуп акций Игоря Ротенберга и других акционеров 17,99 млрд рублей.
Новые владельцы себя не проявили
Всего через два месяца после сделки с Ротенбергом НПФ «Благосостояние» продал 100% «ТФК-Финанс». Новыми акционерами стали ООО «Управление инвестициями» (20,03%) и четыре компании, владеющие по 19,99%: АО «Титан», «КИТ Финанс Капитал» (ООО), ООО «Вэб-инвест.ру» и ООО «Тринфико Эдвайзерс». Два акционера — «Управление инвестициями» и АО «Титан» — связаны с НПФ «Благосостояние». Еще два — «Кит Финанс Капитал (ООО)» и «Тринфико Эдвайзерс» — входят в инвестиционный холдинг «Тринфико». Пятый акционер, ООО «Вэб-инвест.ру», является частью группы «ТКБ Инвестмент Партнерс», подконтрольной бизнесмену Анатолию Гавриленко. И «Тринфико», и «ТКБ Инвестмент Партнерс» управляют активами НПФ «Благосостояние».
Хотя контроль над «ТФК-Финанс» сохранили компании, аффилированные с НПФ «Благосостояние», при участии партнеров НПФ, их представители вышли из совета директоров «Мостотреста», так же как и сотрудники Ротенбергов. Теперь в совет директоров «Мостотреста» входят менеджеры самой компании, а в качестве независимых директоров присутствуют сотрудники МАДИ и МИИТ. Аналитик крупной инвестиционной компании указывает, что контроль менеджмента в совете директоров означает либо контроль менеджмента над компанией, либо желание контролирующего акционера скрыть свое присутствие. Представитель НПФ «Благосостояние» отказался от комментариев для статьи.
«Люди Ротенберга»
Через несколько дней после смены акционеров в «ТФК-Финанс» в совет директоров компании вошла Ирина Маканова, на тот момент руководитель правового департамента «ЭнПиВи Инжиниринг». «ЭнПиВи Инжиниринг» — управляющая компания Игоря Ротенберга.
Еще один сотрудник «ЭнПиВи Инжиниринг» — начальник отдела правового департамента Александр Денисевич — стал ревизором «ТФК-Финанс», то есть сотрудником, контролирующим финансово-хозяйственную деятельность компании.
В октябре 2015 года состоялось новое собрание акционеров «ТФК-Финанс» — совет директоров не был избран, а генеральным директором стал Владислав Шульга. До прихода в «ТФК-Финанс» Шульга работал генеральным директором ООО «Оптима Плюс». Эта компания собиралась принять участие в конкурсе на создание системы взимания платы с автомобилей массой свыше 12 т. По информации РБК и газеты «Ведомости», за «Оптима Плюс» стояли Ротенберги. Правительство в итоге отменило конкурс: концессионером стала компания «РТ-Инвест Транспортные системы», совладельцами которой являются Игорь Ротенберг и «Ростех», а система взимания платы получила название «Платон».
Кредит от Ротенбергов
Хотя акционером «ТФК-Финанс» был НПФ «Благосостояние» с активами на сотни миллиардов рублей, в день покупки акций «Мостотреста» у Игоря Ротенберга «ТФК-Финанс» предпочла взять деньги не у своего акционера или связанных с ним структур, а у компании «Стройгазмонтаж» (владелец — Аркадий Ротенберг). Первоначальный заем — 17,261 млрд рублей под 10,2% годовых до конца 2018 года, но августе 2015 года «ТФК-Финанс» получил еще один заем на 750 млн рублей под 17,2% годовых.
Общая сумма двух займов «ТФК-Финанс», полученных от компании «Стройгазмонтаж», — 18 млрд рублей — совпадает с расходами на покупку акций. То есть акционер «Мостотреста» купил акции у Игоря Ротенберга и других акционеров на деньги компании Аркадия Ротенберга. Представитель Ротенбергов не ответил на запрос Forbes.
В 2015 году «ТФК-Финанс» погасила часть займов (второй заем полностью), и задолженность перед компанией «Стройгазмонтаж» на конец года составляла 16,507 млрд рублей. Согласно данным СПАРК-Интерфакс, долгосрочная задолженность осталась в 2016 году на том же уровне — 16,507 млрд рублей. В августе 2017 года «Стройгазмонтаж» заложил имущественные обязательства по займу «ТФК-Финанс» Мособлбанку, который принадлежит СМП Банку (акционеры — Аркадий Ротенберг, Борис Ротенберг и все тот же «Стройгазмонтаж»). Сумма займа по-прежнему составляла 16,507 млрд рублей.
Зарабатывать, не владея акциями
В итоге в 2015 году «ТФК-Финанс» получила дивидендов от «Мостотреста» на 1,273 млрд рублей (без учета налогов), из которых 1,018 млрд рублей направила на проценты по займам от «Стройгазмонтажа».
В 2016 году «Мостотрест» получила субподряд на строительство Керченского моста на сумму 96,9 млрд рублей от «СГМ-Мост», дочерней компании «Стройгазмонтажа». После этого Министерство финансов США включило «Мостотрест» в санкционный список, но это никак, по крайней мере пока, не сказалось на бизнесе компании. В 2016 году «ТФК-Финанс» получила дивиденды «Мостотреста» на 2,829 млрд рублей (без учета налогов), из которых больше половины — 1,684 млрд рублей (10,2% процентов по займу в 16,507 млрд рублей) направила на проценты по займу «Стройгазмонтажа».
Получается, что за два года «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга заработал на «Мостотресте» 2,7 млрд рублей процентных доходов. Если бы структура акционеров «Мостотреста» в 2015 году не изменилась и Игорь Ротенберг по-прежнему оставался бенефициаром 26,44% акций компании, то его доход от дивидендов был бы в два раза меньше — 1,323 млрд рублей.