Дивный новый мир: почему миллиардеры чувствуют себя «испуганными динозаврами»
Зачастую, когда ключевые игроки рынка и главы корпораций делятся своими наблюдениями и прогнозами на крупных конференциях, услышать от них можно только профессиональный жаргон и громкие лозунги. Но на недавней международной конференции при аналитическом центре им. Майкла Милкена все было по-другому. Чтобы поделиться своим мнением относительно того, как бизнесу справиться с радикальными изменениями на глобальном рынке, на мероприятие пришла целая плеяда предпринимателей: миллиардер и сооснователь инвестиционного фонда 3G Capital Жорже Паулу Леманн (№29 в глобальном списке Forbes, состояние — $29,4 млрд), генеральный директор финансового конгломерата Wells Fargo Тим Слоун, генеральный директор североамериканского подразделения консалтинговой компании Accenture Джули Свит и генеральный директор инвестиционного фонда Principal Global Investors Джим МакКоэн.
Многих интересовало мнение Леманна, одного из самых влиятельных и непубличных инвесторов в мире. Сегодня он возглавляет фонд 3G Capital и входит в правления корпораций, получающих от него инвестиции. В их числе производитель алкогольных и безалкогольных напитков Anheuser-Busch InBev, продовольственный гигант Kraft Heinz, а также сеть кафе и ресторанов Restaurant Brands (владеет американской сетью Burger King). Когда речь зашла об изменяющихся предпочтениях ценителей пива, о растущей популярности крафтовых напитков и том, как потребители предпочитают тратить деньги, бразильский миллиардер назвал себя «испуганным динозавром». Новейшие тенденции влияют на крупнейших производителей потребительских товаров по всему миру, логично, что они распространяются и на компании, финансируемые фондом 3G Capital.
Леманн объясняет: «Раньше я жил в понятном мире старых брендов и больших объемов. Мы занимали небольшие денег, покупали торговые марки и думали, что они будут приносить прибыль вечно. Из года в год мы просто совершенствовали бизнес-процессы, но потом внезапно начались кардинальные изменения».
В 2004 году для операций на латиноамериканском и европейском пивоваренных рынках предприниматель вместе с четырьмя партнерами основал инвестфонд 3G Capital. После того как в 2008 году финансируемая этим фондом компания InBev приобрела производителя пива Budweiser за $52 млрд, 3G Capital стал одним из крупнейших инвесторов в Соединенных Штатах. Вскоре после сделки рентабельность пивоваренной компании значительно возросла. Корпорация Anheuser-Busch InBev не просто пережила кризис, но и оказалась впоследствии крупнейшим производителем пива в мире. В 2016 году группа приобрела британское пивоваренное предприятие SABMiller за $100 млрд, и сегодня капитализация всего конгломерата составляет $175 млрд.
Следующей покупкой в 2010 году стала сеть ресторанов быстрого питания Burger King (сегодня работает по именем Restaurant Brands). Несколько лет спустя 3G Capital заключили партнерское соглашение с холдингом Уоррен Баффета Berkshire Hathaway, что добавило в портфель инвестиционного гиганта сеть кофеен Tim Hortons и кафе быстрого питания Popeyes Louisiana Kitchen. Еще одним достижением тандема стало профинансированное Баффетом поглощение компании Heinz, которая затем приобрела Kraft Foods и теперь торгуется на бирже под общим названием Kraft Heinz.
Некогда фавориты биржи, партнерские предприятия фондов 3G Capital и Berkshire Hathaway, такие как Restaraunt Brands и Kraft Heinz, в последнее время потеряли в цене из-за конкуренции с новыми игроками с более актуальными бизнес-моделями и волны малых брендов, зачастую позиционирующих себя как более здоровая альтернатива существующим торговым маркам. К примеру, акции Kraft Heinz сейчас торгуются на отметке $56, хотя год назад максимальные показатели составляли $90. За бумаги Restaurant Brands также дают существенно меньше, чем в прошлом году. От флуктуаций рынка оказалась не застрахована даже невероятно успешная группа Anheuser-Busch InBev (хотя вложения в нее называют одной из самых выгодных сделок в истории).
Рост популярности крафтового пива, вина и прочих алкогольных напитков означают, что компании Budweiser необходимо бороться за каждого покупателя. «Крафтовые бренды застали нас врасплох», — отмечает Леманн, хотя видит в сложившейся на рынке США ситуации и положительные стороны: будет легче скорректировать стратегическое развитие бизнеса в Африке и Азии, где изменения во вкусах потребителей проявились еще не столь выражено. Говоря о подобных переменах, инвестор признал, что «теперь нужно приспосабливаться к новым реалиям», и отметил, что такие компании как Starbucks, Nike и Zara, справились с задачей заметно лучше и подстроились под новые предпочтения своих клиентов более оперативно и последовательно.
Чтобы идти в ногу с тенденциями, 3G Capital и компании под его крылом делают крупные инвестиции. В рамках группы Anheuser-Busch InBev был учрежден фонд Zx Ventures для инвестиций в крафтовое и домашнее пивоварение, а также в сбыт продукции с помощью электронной коммерции. Сам бразильский миллиардер описывает новый фонд как попытку «начать с себя» и сосредоточить силы на более молодой потребительской аудитории: «Мы надеемся, что фонд станет прочной основой для дальнейшего развития. Уходить на покой мы не собираемся».
О новых реалиях рынка говорили не только Жорже Паулу Леманн. Например, Джули Свит, генеральный директор североамериканского подразделения консалтинговой фирмы Accenture, заявила, что к 2022 году искусственный интеллект может подстегнуть рост доходов 2000 крупнейших компаний индекса S&P на 40%, однако сейчас такой возможностью для увеличения капитализации пользуется лишь одна организация из четырех. Свит отметила: «Со временем искусственный интеллект перестанет быть диковинкой, которая интересна сама по себе, и превратится в полноценный инструмент для различного рода операций». Консультирование по вопросам искусственного интеллекта, по ее мнению, вскоре станет такой же привычной услугой, как подбор персонала.
Когда речь зашла о финансах, Джим Маккоэн, генеральный директор инвестиционного фонда Principal Global Investors, назвал технологии и искусственный интеллект главными двигателями перемен в управлении активами. Специалисты этой сферы на крупных ликвидных рынках оказываются невостребованными, так как зачастую новые типы активов не требуют никаких особых условий обращения, а их содержание при этом обходится намного дешевле. Из-за этого Principal Global Investors развивает бизнес на менее ликвидных и прибыльных рынках — ценность управленческих навыков там еще не настолько сильно упала. Маккоэн объяснил, что «эффективное управление активами — это когда они становятся настолько ценными для клиента, что вам за это платят».
Генеральный директор Wells Fargo Тим Слоун признал, что раньше банк не поспевал за изменениями финансового ландшафта, но сейчас продвигает ряд инновационных услуг вроде мобильного банкинга, цифровых решений в ипотечном кредитовании и автоматизированного консультирования при распределении средств. «Пять лет назад мы были самой богатой финансовой организацией в мире», — начал было Слоун, но потом обратил внимание аудитории на то, что успех всем ударил в голову. И продолжил: «Такого с нами больше не повторится. Слишком долго почивать на лаврах нельзя». Когда заговорили о многочисленных скандалах вокруг Wells Fargo, Слоун ответил, что банк работает над урегулированием споров полным ходом.
Конференция завершилась обсуждением влияния искусственного интеллекта на рынок труда и экономику в целом. Маккоэн из Principal Global Investors заявил, что «бизнес обязан» сам давать сотрудникам возможности переквалификации и получения новых навыков, а не ждать пока всю сложную работу за него сделают власти или образовательные учреждения. Джули Свит из Accenture отметила, что в ее компании так обычно и делают, а когда какие-то виды работы автоматизируются, сотрудников перераспределяют по другим отделам. Даже 3G Capital, известный на Уолл-стрит бескомпромиссной эффективностью ведения бизнеса, планирует инвестировать в переквалификацию сотрудников большие средства, а искусственный интеллект и автоматизация, между тем, будут все шире применяться на таких предприятиях, как Budweiser, Kraft Heinz и Burger King.
Итог мероприятия подвел Жорже Паулу Леманн: «Люди — самый важный актив, который у компании только может быть. Ценность сотрудников — совсем не то, на чем нужно экономить».
Перевод Антона Бундина