Министр из «Новатэка»: чем известен новый глава Минприроды
Сегодня премьер Дмитрий Медведев представил президенту состав нового правительства, и Владимир Путин традиционно утвердил его, не внося изменений. Новичков в нем сразу девять, и один из них — губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, который теперь станет главой министерства природных ресурсов и экологии. По словам источника издания Znak.com в правительстве ЯНАО, назначение Кобылкина для многих из них стало неожиданностью. Другой собеседник издания предполагает, что губернатор мог получить «предложение, от которого невозможно отказаться, то есть предложение президента Путина».
Пост губернатора Кобылкин занял в 2010 году. До этого регион возглавлял Юрий Неелов, руководивший им больше 16 лет. Неелов попросил Медведева не рассматривать его кандидатуру, после чего кандидатов осталось трое — Кобылкин, гендиректор «Газпромкомплектации» («дочка» «Газпрома») и однокурсник Дмитрия Медведева (он тогда занимал президентский пост) Игорь Федоров и вице-губернатор округа Виктор Казарин, писали «Ведомости». В итоге Федоров остался в «Газпроме», потому что не захотел покидать свой пост, а Казарин уступил конкуренту из-за возраста, утверждало издание. В результате в марте 2010 года депутаты Законодательного собрания ЯНАО проголосовали за его назначение.
В 2011 году Кобылкин участвовал в выборах в Госдуму, однако отказался от мандата и остался на посту губернатора. С марта 2015 года он исполнял обязанности главы округа, а октябре того же года вновь был избран губернатором. В докладе «Госсовет 2.0», посвященном региональным элитам и представленном «Минченко консалтинг» прошлой осенью, наивысшие баллы получили трое руководителей российских регионов: мэр Москвы Сергей Собянин, бессменный глава Чечни Рамзан Кадыров и (неожиданно для многих) Дмитрий Кобылкин. Сам автор доклада, политолог Евгений Минченко, объяснял это большим количеством крупных экономических проектов в ЯНАО, в которых задействованы крупные элитные группы.
О каких крупных элитных группах идет речь и как с ними связана карьера Кобылкина?
Новый глава Минприроды начинал свою карьеру в геофизическом объединении «Шельф», а в 1993 году уехал в ЯНАО, где и остался работать в местных геофизических компаниях, С октября 1996 года по май 2001 года Кобылкин работал в компании «Пурнефтегазгеология», занимавшейся поиском и разведкой месторождений углеводоровов, а также лесозаготовкой и лесопереработкой. Акции «Пурнефтегазгеологии» еще с начала 90-ых скупал Леонид Михельсон, а в 2001 году контрольный пакет компании купил «Новатэк». Уже в «Новатэке» Кобылкин дослужился до первого заместителя генерального директора и с 2000 года он руководил разработкой Ханчейского месторождения.
Впрочем в «Новатэке» Кобылкин проработал недолго — уже с 2002 года он начал работать в администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, которую вскоре возглавил. Именно с поста главы Пуровского района, он перебрался в кресло губернатора ЯНАО. Округ для «Новатэка« — один из ключевых. Именно здесь в прошлом году компания Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко запустила свой мега-завод «Ямал СПГ». В конце марта Кобылкин и Михельсон подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве в 2018 году.
«В нашей системе все непредсказуемо, и новые назначения – результата большого пасьянса, где учитываются интересы большого количества элитных групп», — рассуждает о карьерных переменах Кобылкина Евгений Минченко.
По его словам, тема ухода Кобылкина на федеральный уровень за последние несколько лет возникала неоднократно. Свою роль сыграли сразу несколько факторов. «Во-первых, Кобылкин входит в пятерку лучших губернаторов страны. Во-вторых, он в стратегически важном регионе, где у него была возможность постоянной коммуникации как с первыми лицами государства, так и с главами крупных корпораций», — поясняет аналитик.
Тем не менее, его нельзя назвать в чистом виде «человеком Новатэка», продолжает экперт: у него хорошие отношения и с Газпромом, и с Ротебенргами, и с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, и с РЖД, и с командой Сергея Шойгу. «Это человек, который ценен именно тем, что может находить баланс интересов. Он бы так долго не продержался, если бы он был откровенным лоббистом одной из групп, его бы просто «съели», — заключает политолог.