Из любви к искусству: как миллиардеры зарабатывают на кинематографе
Рождение кинематографа, как самостоятельного вида искусства, принято относить к последней декаде 19 века, в уже в 1939 году вышел фильм, который с учетом инфляции до сих пор является самым кассовым в истории. «Унесенные ветром» режиссера Виктора Флеминга имели бюджет $3,9 млн, и, с учетом инфляции, на сегодняшний день собрали $3,44 млрд. Самой дорогой франшизой в 2017 году является принадлежащая Исааку Перлмуттеру (№411 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $4 млрд) киновселенная Marvel, чья стоимость составляет более $12,5 млрд.
В числе наиболее кассовых режиссеров современности автор фильмов «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана» Стивен Спилберг (№501 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $3,7 млрд). 20 самых кассовых картин Спилберга собрали $8,4 млрд в прокате и стали по-настоящему культовыми. В 1994 году вместе с Дэвидом Геффеном (№190 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $7,3 млрд) и Джеффри Катценбергом режиссер вложил $2 млрд в создание студии DreamWorks SKG. В августе 2016 студия была куплена американским телегигантом Comcast, который принадлежит сыну основателя компании Брайану Робертсу (№1234 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $1,7 млрд), сумма сделки составила $3,8 млрд. Благодаря таким фильмам как «Челюсти» и «Инопланетянин», Спилберг получает долю от продажи каждого билета в парки развлечений Universal.
Среди спонсоров известных зарубежных картин можно найти и российских бизнесменов. Крупнейшим частным инвестором в боевик Фрэнка Миллера и Роберта Родригеса «Город грехов 2: женщина ради которой стоит убивать» стал председатель правления Finstar Олег Бойко, поддержавший фильм на сумму $15 млн. При бюджете $65 млн фильм смог собрать в мировом прокате лишь $39 млн, но стал для миллиардера пропуском в мир Голливуда.
Более успешную инвестицию в кино сделал владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков. Принадлежащая миллиардеру студия Thema Production вложила $2 млн в триллер Вуди Аллена «Матч пойнт», вышедший в прокат в 2005 году. Неизвестно, повлияла ли поддержка Евтушенкова на выбор кинематографистов, но в одной из первых сцен главный герой читает «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Производство фильма обошлось в $15 млн и окупилось в пятикратном размере за счет кассовых сборов. Через год Thema Production инвестировала $4 млн в драму «Спасительный рассвет» Вернера Херцога, но в прокате фильму удалось отбить лишь четверть $28 млн бюджета.
Собственной продюсерской компанией Fetisoff Illusion владеет российский инвестор Глеб Фетисов. В числе фильмов, спродюсированных Фетисовым, две части комедии «В спорте только девушки», «Дуэлянт», и номинированная на Оскар драма Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Однако, самые большие инвестиции – $10 млн – были вложены в готовящийся к выходу в конце 2017 года фильм «Тайна Печати дракона: путешествие в Китай».
В связи с тем, что отечественные картины редко выходят на мировые экраны, а сборы в кинотеатрах России оставляют желать лучшего, многие российские фильмы появились благодаря поддержке частных спонсоров. Михаил Прохоров финансировал 3 фильма: «12», «Стиляги» и «Трудно быть Богом». Самым успешным из них оказалась криминальная драма Никиты Михалкова «12», собравшая в прокате $7,5 млн при бюджете $2,5 млн, а самым кассовым фильм «Стиляги», чьи сборы в России составили $17 млн. Среди тех, кто финансово поддерживал российское кино Виктор Вексельберг, фонд которого выделил $2 млн на боевик 200 года «Код апокалипсиса». В том же году Вексельберг стал сопродюсером исторической драмы «1612» и вложил в фильм $10 млн. Позднее миллиардер оказывал спонсорскую поддержку фильмам «Поп», «Жила-была одна баба» и «Форт Росс: В поисках приключений» на общую сумму $3,2 млн.
Последней картине Владимира Мотыля «Багровый цвет снегопада» оказывал финансовую помощь Роман Абрамович, также выделивший половину $2,5 млн бюджета для драмы Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». На деньги управляющего акционера Rambler&Co Александра Мамута была снята выпущенная в 2012 году комедия «Европа-Азия», бюджет которой составил $2 млн, а в прокате картине удалось собрать лишь $36 500. Президент ГК «Росгосстрах» Данил Хачатуров был продюсером драмы «Вдох-выдох», безвозмездно выделив режиссеру Ивану Дыховичному $1,5 млн. В российском прокате фильм вышел в 2006 году и собрал $230.000.