Рейтинг зрителя: Forbes впервые оценил коммерчески успешных российских режиссеров
В кино самое важное — это сценарий, считают драматурги. Операторы возразят: главное — это красивая картинка. А актеры скажут, что все зависит от них. Без денег «кина не будет», напомнят продюсеры. Существует множество объективных и не очень критериев оценки кинематографа в целом и его составных частей: только международных фестивалей класса А в мире насчитывается пятнадцать. А еще есть «Оскар» и много локальных премий. Высокая оценка профессионалов и награды, полученные из рук коллег, — это, безусловно, очень почетно. Но зритель — тот, для которого работает эта огромная индустрия, — голосует ногами и рублем.
Мы назвали наш рейтинг «Самые успешные режиссеры», но, безусловно, это оценка всей команды, которая работает под руководством режиссера и вместе с ним. А под словом «успех» мы подразумеваем исключительно коммерческий успех фильмов, которые сняли наши герои. Оценивать художественную ценность самых кассовых картин мы не беремся — оставим это профессионалам. Поэтому в списке нет имен многих известных российских режиссеров, признанных мировым киносообществом: Андрея Звягинцева, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, Александра Сокурова и др.
Мы проанализировали данные о бюджетах и кассовых сборах всех российских фильмов, снятых с 2000 года и побывавших в прокате как российском, так и мировом (данные о продажах прав телеканалам мы не учитывали). В работе мы использовали сведения «Кинопоиска» и «Бюллетеня кинопрокатчика», затем эти цифры проверили у компаний-производителей. Данные по каждому режиссеру мы суммировали и вывели совокупный финансовый результат — положительную разницу между бюджетами и сборами картин, которые они снимали. В некоторых случаях оказывалось, что над одним фильмом работало несколько режиссеров. Например, четыре из пяти новогодних комедий «Елки» снимали шесть режиссеров, а «Елки-3» — даже восемь. В этих случаях мы делили финансовый результат на всех режиссеров.
Положительная разница между бюджетом и сборами вовсе не означает безусловный коммерческий успех. Половину кассовых сборов (в некоторых случаях и больше) забирают киносети. Поэтому считается, что фильм окупил себя, если сборы вдвое превысили бюджет, а все, что сверх этого, — уже прибыль производившей картину компании. Мы считаем результаты нашего исследования показательными. Среднестатистический посетитель российского кинотеатра — это по-прежнему молодой человек, который любит комедии, фантастику и боевики и в отличие от остальных категорий зрителей готов за это платить.