Юбилей Капитализма. 500-летие протестантизма и другие важные даты года
Две тысячи семнадцатый богат на юбилеи. Это и 100-летие русской революции и журнала Forbes, и 600-летие английского как государственного языка Великобритании (раньше местная знать говорила по-французски). Еще мы будем праздновать 60 лет фрисби и 200 лет велосипеду. Последний создал немецкий барон Карл фон Дрез в 1817 году. Русское слово «дрезина» хранит память об этом умельце. Но все-таки главная юбилейная дата в этом году — 500-летие протестантизма. 31 октября 1517 года Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов против индульгенции. По популярной легенде, он прибил их на дверь замковой церкви в Виттенберге. Так началась важнейшая революция в истории Европы, конечно же, много превосходящая по значению русскую революцию, хотя едва ли менее кровавая. Впрочем, реформация изменила не только конфессиональную карту Европы. Макс Вебер связывал с ней рождение «духа капитализма», выросшего из протестантской этики.
В немецком языке, на развитие которого так повлиял лютеровский перевод Библии, слово «профессия» означает «призвание» — Beruf или Berufung. Лютер полагал, что любое дело, которым занимается человек, — это библейский талан, полученный от Бога, а потому зарывать его в землю — святотатство. По мысли Вебера, именно сакрализация труда способствовала формированию новой капиталистической производственной этики, в которой труд из проклятия («в поте лица будете добывать хлеб свой») сделался смыслом существования. Причем этически любая деятельность становилась почетной, а не только война и молитва, как считали прежде.
Лютер был монахом, но, выступив против католической церкви, отверг монашеские обеты и женился — тоже на бывшей монахине. В этом шаге не было ничего аморального. Лютер считал, что праведной должна стать любая жизнь. Полагая безбрачие абсурдным, Лютер тем не менее верил в скромность, усердие, рачительность. Характерно, что в немецком языке слово «долг» одновременно означает «грех» — Schuld. Накопления моральны, расточительность и жизнь в долг греховны. Думаю, в словах лютеран Ангелы Меркель и Вольфганга Шойбле, адресованных закредитованным южным странам вроде Греции или Италии, до сих пор жив дух лютеровского мирского аскетизма, рационально продуманного образа жизни своим трудом.
Впрочем, если веберовская интерпретация лютеранства и повлияла на формирование новой капиталистической модели мира, то в ней еще не было того, что мы так ценим в капитализме. Обогащение у протестантов напрочь лишено приятности. Лютер, надо отдать ему должное, любил музыку. И это, несомненно, повлияло на расцвет музыкальной культуры в германских землях. Но он пренебрежительно относился к другим искусствам. Его швейцарские собратья-протестанты отвергали вообще все суетное. Мир протестантов скучен и невзрачен, как и их так называемый Рим — кальвинистская Женева. Очевидно, что современный капитализм — порождение не только труда. Общество потребления сделало капитализм веселым. И этот праздник жизни тоже отмечает свой юбилей в 2017-м: 145 лет исполняется первому универсальному магазину в мире — парижскому Au Bon Marché, основанному в 1872 году.