К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Волшебник из Омахи: как Уоррен Баффетт покорил Уолл-стрит

Фото Chris Goodney / Bloomberg via Getty Images
Фото Chris Goodney / Bloomberg via Getty Images
Статья о принципах инвестирования Уоррена Баффетта была опубликована в американском Forbes 1 ноября 1969 года

Уоррен Баффетт жил в Вашингтоне и Нью-Йорке, закончил Школу бизнеса в Колумбийском университете, но никогда не задерживался в этих местах на долгое время. Он всегда возвращался в Омаху, штат Небраска. В этом бы не было ничего удивительного, если бы он был доктором, адвокатом или обычным бизнесменом. Но Баффетт был известен как финансист с Уолл-стрит. За последние 12 лет он создал один из самых блистательных инвестиционных портфелей в США.

Насколько «блистательным» был Баффетт, можно судить по примеру: он вложил $10 000 в компанию Buffett Partnership в 1957 году, теперь стоимость компании составляет $260 000. Показатели среднегодового темпа роста компании поднялись на 31%. За 12 лет существования компании не было и года, когда компания потеряла бы деньги. В 1962 году показатели выросли на 13% и в 1966 году — на 20%, в то время как индекс Доу-Джонса в среднем упал на 7% и 15% соответственно. «Да, он же трейдер», — скажите вы. Ничего подобного.

Баффетт добился этого неустанно следуя принципам инвестирования. Многие молодые предприниматели, которые сейчас довольствуются лишь жалкими результатами, начинали с такими же идеями инвестирования в начале 60-х годов, но затем забыли о них в погоне за спросом на рынке ценных бумаг. Баффетт, напротив, придерживался своих принципов. Он не рассуждает о «концепт-компаниях», цены на акции которых основываются на новых трендах, не делает ставку на акции компаний, на чью цену значительно влияют внешние события. Он никогда не торговал ради быстрого оборота в отчете о прибыли и не скупал малоизвестные компании как поступал Фред Карр, он не хеджирует (то есть играет на понижение) как А. В. Джонс, создавший хеджевый фонд. Баффетт вовсе не является глупым человеком с простым вкусом. При покупке акций он руководствуется простыми базовыми мотивами, а не изощренным и сложным расчетом. Его акции в каком-то смысле как Омаха.

 

Большой успех за годы ему принесли акции таких компаний как American Express, Cleveland Worsted Mills, Walt Disney, Studebaker,  а не Control Data, Xerox, Kentucky Fried Chicken или Teledyne. Он не купит конгломерат. В этом нет для него смысла. То же самое относится и к технологическим компаниям: «Я их не понимаю. Это не мой стиль».

Уоррен Баффетт и генеральный директор Нью-Йоркской фондовой биржи Джон Тейн
Уоррен Баффетт и генеральный директор Нью-Йоркской фондовой биржи Джон Тейн·Фото Mario Tama·Getty Images

Баффет рассказывает о себе: «Уильям Норрис из компании Control Data — родственник со стороны жены. Я мог бы приобрести акции за 16 центов (сейчас $150), но я спросил себя: «Кому нужна еще одна компьютерная компания?»

 

К тому же, не видя смысл в «гламурных акциях» и конгломератах, он презирает, так называемый, нумерологический подход к фондовому рынку: графики, определение предельных значений изменения курсов, график движения цен. Он  фундаменталист. «Я — это 15% Фила Фишера и 85% Бенджамина Грэма», — говорит он.

Для тех, кто не знаком с фондовым рынком, поясним, что Фишер и Грэм двое великих фундаменталистов фондового рынка. Фишера можно назвать фундаменталистом реального мира. Поэтому он в первую очередь интересуется продукцией компании, людьми и отношениями между дилерами. Грэм, в настоящее время на пенсии, автор книги «Анализ ценных бумаг» (англ. Security Analysis) и «Разумный инвестор» (англ. The Intelligent Investor). Его можно назвать фундаменталистом статистики. Он анализирует исходные статистические данные, активы, продажи, капитализацию и их отношения к рынку цен. Очевидно, ни один из методов не поможет выбрать новые ценные бумаги, которые, как ожидается, будут пользоваться большим спросом, потому как такие ценные бумаги по сути не обладают фундаментальными показателями, основанными на статистических данных и тому подобном.

Баффетт учился у Грэма, а затем работал в компании Graham Newman Corp. Но давайте начнем с самого начала.

 

Как начать путь к успеху

Уоррен Баффетт родился в городе Омаха в 1930 году. В 1942 году он переехал в Вашингтон, после того как его отец был избран от республиканцев в палату представителей США. После того как его отец вышел на пенсию, в 1952 году Баффетт перебрался в штат Небраска, где прошел обучение в университете штата и обдумывал фондовый рынок. «Я стал интересоваться фондовым рынком с 11 лет, когда я подрабатывал в компании Harriss Upham, в которой отец работал брокером. Я старался получить как можно больше информации о фондовом рынке, графиках и тому подобном. Затем мне попалась книга «Анализ ценных бумаг». Я будто прозрел.»

Прозрение привело Баффетта обратно на восток, где он учился у мастера в Школе бизнеса в Колумбийском университете. Затем назад в Омаху — продавать ценные бумаги в течение двух лет. В 1954 году в возрасте 25 лет он основал фирму Buffett Partnership за $100 000 с семью партнерами, Баффетт был единственным генеральным партнером. Все еще действующая договоренность позволяла Баффетту получать 25%  ежегодной прибыли, после того как каждый из партнеров получит 6%. Фактически, через 12 лет Баффетт разбогател именно благодаря этому соглашению. (Он попросил нас не афишировать цифры, но легко догадаться,  что станет даже с маленькой суммой, увеличивающейся на 31 сложный процент в течение 13 лет!)

Баффетт достаточно регулярно применял принципы Грэма.

Грэм рассказывает в книге «Разумный инвестор»: «Инвестирование наиболее разумно, когда оно схоже с бизнесом», — другими словами, не подвержено влиянию эмоций, надежд и фантазий. Это один из главных постулатов Баффета.

 

«При покупке акций, я думаю о них как о перспективе покупки целой компании, как о покупке магазина на соседней улице. Я бы хотел знать все об этом магазине. То есть, взгляните сколько стоили акции Walt Disney в начале 1966 года — $53 за акцию, не так уж и дешево. Но на таких условиях вы могли приобрести всю компанию за $80 млн, когда «Белоснежка» и другие мультфильмы, созданные на основе книг, стоят столько же. Кроме того, у вас Диснейленд и сам Уолт Дисней — гениальный партнер», — объясняет он.

«Представьте, что вы работаете с маниакально-депрессивным партнером. Вот что такое фондовый рынок»

Учитель Грэм: « … обозначить выгодные инвестиции можно в двух словах, наш лозунг: «Маржа безопасности».

Ученик Баффетт: «Я хочу купить доллар за 60 центов и, если мне кажется, что я это сделаю, тогда меня уже не волнуют сроки. Отличный пример — компания British Columbia Power. В 1962 году, когда компания была национализирована, все знали, что правительство штата заплатит X долларов, что означает, что вы покупаете акцию за X минус, скажем, $5. Как оказалось, правительство заплатило гораздо больше.»

 

Грэм: «Инвестор с выгодным инвестиционным портфелем не должен беспокоиться из-за значительного падения, и не должен радоваться внушительному росту».

Баффет: «Представьте, если вы владеете магазином и работаете с маниакально-депрессивным партнером. В один день он предлагает продать свои акции компании за $1. Затем на следующий день, из-за хорошей погоды или без ведомой на то причины, решает совсем не продавать. Вот что такое фондовый рынок и поэтому вы не можете покупать и продавать на его условиях. Вы покупаете и продаете, когда сами того желаете»

Почти все инвестиции Баффетта относятся к этой категории. Он продает, когда цена падает, и покупает, когда цена на растет.

В отличие от Фила Фишера, но схоже с Беном Грэмом, Баффетт не рассуждает об оценке управления рисками, только если в общих чертах, о том, надежно это или нет. Инвестиции в American Express — идеальный пример того, как работает его мышление. Баффетт купил American Express после Соевого Скандала (англ. The Salad Oil Scandal — один из крупнейших корпоративных скандалов 1963 года, от которого пострадали несколько банков и American Express — Forbes). Но не раньше, чем сам провел небольшую проверку, в которую также входили разговоры с конкурентами или оплата счетов в ресторане «Омаха Стейк Хаус». Все это убедило Баффетта, что компания American Express утвердилась в работе с дорожными чеками и в скором времени утвердится в сфере кредитных карт».

 
Когда что-либо привлекает его внимание, он старается разобраться в вопросе. По словам Баффетта, однажды в 1965 году, что он потратил почти месяц пересчитывая автоцистерны на железнодорожной станции в Канзас-сити.
Когда что-либо привлекает его внимание, он старается разобраться в вопросе. По словам Баффетта, однажды в 1965 году, что он потратил почти месяц пересчитывая автоцистерны на железнодорожной станции в Канзас-сити.·Фото Gabe Palacio·Getty Images

Для Уоррена Баффета не важны компьютеры, большое количество персонала или роскошные офисы. До последнего времени,  когда он управлял $20 млн, в компании Buffett Partnership он работал сам на себя. Даже сегодня его персонал состоит из четырех сотрудников, работающих в трех маленьких комнатах в небоскребе Omaha Kiewit Plaza.

Многие из самых блистательных идей пришли к нему, когда он перелистывал руководства по инвестированию агентства Moody's, финансовые публикации Wall Street Journal, New York Times и American Banker, а также некоторых отраслевых промышленных журналов, если его интересовала определенная сфера. «Если вы пойдете в Wattles of American Manufacturing Howard  или Ahmanson of National American Insurance и попросите их быть партнерами, вы можете никогда не получить единовременную прибыль», — говорит Баффетт.

Когда что-либо привлекает его внимание, он старается разобраться в вопросе. По словам Баффетта, однажды в 1965 году, что он потратил почти месяц пересчитывая автоцистерны на железнодорожной станции в Канзас-сити.

Однако, он не рассматривал покупку акций железнодорожной компании. Он интересовался компанией Studebaker Corp. из-за STP – пользующейся успехом присадки к бензину. По этой причине он пересчитывал канистры. Когда поставки увеличились, он купил акции компании Studebaker, которые в дальнейшем поднялись в цене с $18 до $30.

 

Баффетт — один из дисциплинированных типов людей, которые всегда готовы продать как можно скорее. По словам Баффетта, он старается купить $1 на рынке за 60 центов, и когда он возрастает до $1 — продает, даже если имеется тенденция к дальнейшему росту. С таким инвестированием, ему не стоит слишком сильно волноваться из-за резкого падения цен на рынке. Также не стоит переживать и о «трендах» и «концептах»: «Если акции не работают в контексте, который я выбрал, скорее всего они заработают в другом». Например: он купил акции Walt Disney, руководствуясь основными ценностями, но впервые акции поднялись, когда Дисней умер, и продолжили расти из-за бума в сфере развлечений. 

По мере роста состояния, Баффетт начинает занимать все более весомые позиции, потому что его основная стратегия была владеть не более 9-10 пакетами акций. В какой-то момент, перед продажей акций, у компании Buffett Partnership было 5% от American Express. Неминуемо это привело к контролирующему положению. Например, он и его партнеры владеют 70% акций текстильной фабрики Berkshire-Hathaway в Новой Англии. Баффетт изначально приобрел ее, потому что оборотные фонды компании составляли $11 за акцию против $7 за акцию на бирже.

И на этом попрощаемся…

Увы, уважаемый читатель, если это вас интересовало, оставьте надежду на то, что Уоррен Баффетт будет заниматься вашими деньгами. В настоящее время он занимается только своими деньгами. После января Баффетт ликвидирует компанию Buffett Partnership. У него нет никакого желания становиться Рокфеллером. Кроме того, он уже теряет хватку.

 

«Моя квота идей была как Ниагарский водопад — больше, чем я мог осуществить. Сейчас как будто кто-то проклял воду, и она течет как из соломинки», — говорит Баффетт. Он относит эту проблему к рынку, который больше не соответствует его методам анализа, где трудно найти настоящие ценности. В некотором смысле он винит Показательную игру (англ. The Performance Game) на фондовом рынке. Большое количество людей играет в нее сейчас, в сущности, лишь немногие получают результаты выше среднего. Также конгломераты и предложения купить акции корпораций «сбили» много сделок.

Но это возможно будет — и, возможно, есть — простая рационализация. Мотивы у Баффетта, скорее всего, намного проще.  Он сделал состояние и больше не желает считать товарные вагоны и читать руководства по статистике. Это больше похоже на правду, когда он говорит: «Тебе не следует заниматься тем же самым, что ты делал в 20 лет». Он планирует вложить большую часть своих денег в муниципальные облигации для получения стабильного дохода, и сохранить компании с контрольным пакетом акций: Berkshire-Hathaway, Illinois National Bank в Рокфорде, штат Иллинойс и еженедельную газету в Омахе. Его интересуют связи с общественностью, но он также планирует достать различные проекты из «долгого ящика». Что еще? «Я не верю в составление планов на жизнь», —  вот его ответ.

Баффетт планирует жить в «разросшемся» загородном доме в Омахе, где он проживает со дня свадьбы в 1952 году. Когда ему нужно больше места, он просто пристраивает очередную комнату, включая комнату для игры в гандбол, который помогает ему поддерживать форму. Здесь ритм жизни не такой бешенный и трое его детей получают здоровое воспитание.

Но, как известно, умных парней притягивает Уолл-Стрит, только бездельники остаются дома.

 

Перевод Елены Оливоту

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+