Опасная близость: кто из миллиардеров рискует попасть под новые американские санкции
В начале августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA), который предусматривает расширение санкций США в отношении России и введение дополнительных санкций в отношении Ирана и КНДР.
За составление санкционных списков отвечает Office of Foreign Assets Control (OFAC) – подразделение Минфина США. Именно это ведомство до 29 января должно подготовить и представить Конгрессу доклад о том, на кого из россиян могут быть наложены ограничения.
Четких критериев попадания в новый список нет, а в самом законе говорится, что в него войдут «наиболее значимые политические деятели и олигархи Российской Федерации». Главными факторами станут близость к Кремлю и размер состояния. Также будут учитываться подозрения в причастности к коррупции, происхождение доходов этих лиц и членов их семей и наличие бизнес-интересов за рубежом.
Если верить публикациям в западной прессе, у потенциальных фигурантов принятие закона вызвало серьезное беспокойство. По данным источников Bloomberg, состоятельные предприниматели проводят стресс-тесты своего бизнеса, а кто-то и вовсе ликвидирует компании в США. Экс-сотрудник Госдепа Дэвид Фрид заявил агентству, что многие российские бизнесмены обратились к бывшим сотрудникам Казначейства и Государственного департамента с опытом работы с санкционными списками с просьбой помочь им.
Об этом же говорили собеседники Reuters, входящие в бизнес-элиту или близкие к Кремлю. «Все на нервах», — заявил агентству высокопоставленный сотрудник крупной российской компании. «Если они классифицируют вас как приближенного Путину, просто попробуйте доказать, что это не так», — добавил он.
Формально попадание в список OFAC не означает автоматического попадания под санкции. Однако даже если против бизнесменов не будут приняты какие-либо меры, просто включение в список может сделать магнатов «токсичнымидля многих инвесторов или контрагентов», — пояснял Крис Уифер из Macro-Advisory в беседе с Financial Times.
Специалист в области санкций Сергей Гландин говорит, что официально методология работы OFAC не публикуется, но судебная практика свидетельствует о том, что специалисты ведомства при составлении санкционных списков ориентируются на публикации СМИ и материалы в интернете. «Даже если бизнесмены оспорят одну публикацию в СМИ, но останутся еще десять таких же, они попадут в санкционный список», — поясняет он. Эксперт добавил, что ориентироваться специалисты ведомства будут не только на публикации, но и на фотоматериалы.
При этом, подчеркивает Гландин, в отличие от Европы американские органы власти не обязаны мотивировать свое решение. Собеседник Forbes добавил, что в OFAC есть подразделение с русско- и украино-язычными сотрудниками.
По просьбе Forbes аналитическая компания «Медиалогия» проанализировала, кого из крупнейших отечественных бизнесменов медиа в прошедшем году называли приближенным к Владимиру Путину и связывали с правящими российскими элитами.
Проанализированы 7000 англоязычных и 43 000 русскоязычных источников в период с 01.01.2017 по 31.12.2017.