Только время покажет, как мы преодолеем долговой кризис в Европе. В любом случае кризис в Греции и опасность его распространения на Испанию, Италию и Португалию заставляют многих финансовых аналитиков серьезно задуматься о том, что когда-то казалось бредом сумасшедшего, — об исчезновении евро.
Это не пустяки. Из 10 крупнейших мировых экономик четыре используют евро в качестве национальной валюты. Около 330 млн европейцев расплачиваются евро каждый день, а почти 200 млн людей (многие из них в африканских странах) используют валюты, которые привязаны к евро. Кроме того, это вторая по частоте использования резервная валюта.
Шаг первый: паника
Непосредственным следствием краха евро, вероятно, будут нестабильность и хаос. Это повлечет за собой падение мировых фондовых рынков и снижение процентных ставок в США, так как инвесторы ринутся покупать американские облигации. Возможно, по иронии судьбы некоторые рынки вырастут на этих новостях. Инвесторы в Великобритании, Германии и в таких странах, как Дания и Швеция, могут увидеть в падении евро пользу для своих стран.
Шаг второй: плати больше
C исчезновением евро могут вырасти расходы на ведение бизнеса в Европе. Банки не обменивают деньги бесплатно, поэтому у компаний будут более высокие транзакционные издержки: число их операционных валют будет расти. Иными словами, европейские компании не будут стремиться продавать больше товаров в странах Европы (на самом деле спрос может даже понизиться), так как продажи будут обходиться дороже.
Кроме того, риск имеет свою цену, и риск множественного колебания обменных курсов также увеличит затраты. Трудно назвать цену неустойчивости валютного курса, но экономисты на протяжении многих лет придерживаются точки зрения, что это цифра в диапазоне 1–5% от доходов, зависящая от темпов роста национальной экономики.
Ликвидность финансовых инструментов, таких как акции и облигации, которые в настоящее время выражены в евро, также может снижаться. Здесь будут дополнительные расходы, потому что понижение ликвидности почти всегда означает более высокие торговые издержки.
Шаг третий: расти меньше
Исчезновение евро, скорее всего, поддержит курс доллара, по крайней мере в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Некоторые страны, которые в настоящее время используют евро в качестве резервной валюты, вероятно, будут рады перейти на немецкие марки (и, возможно, французский франк). Но переводить все свои резервы в марки они едва ли решатся. Им придется искать другие валюты для размещения резервов, и доллар был бы наиболее логичным вариантом.
В долгосрочной перспективе темпы роста в Европе, скорее всего, снизились бы. Многие из стран еврозоны сегодня имеют более низкие процентные ставки, чем они заслуживают по состоянию своей экономики. Это был отличный способ набрать долгов, что и сделали такие страны, как Греция и Испания. Многие из этих стран, оцененные исключительно по их истинным достоинствам, получили бы значительное увеличение стоимости их долга.
Исчезновение евро и возрождение отдельных валют также создало бы угрозу конкурентных девальваций и обесценений валют. Эта политика, часто называемая «разори соседа», нацелена в основном на повышение цен на импорт и удешевление экспортных товаров. Система работает исправно, пока ваши соседи не разберутся, в чем дело, и не опробуют тот же метод на вас. В конце концов, все поймут, что не осталось покупателей экспорта, на этом игра и закончится.
Подведем баланс
Хотя такие страны, как Германия, Франция и Нидерланды, хотят поддержать евро, их терпению есть предел. Например, Германия, безусловно, выиграла от введения евро и с его отменой лишится ощутимой доли экспорта. Однако Германии не следует платить за поддержание единой валюты на плаву больше, чем потребуется на возвращение марки.
Если все это произойдет, Европе придется пройти болезненный период перестройки, а затем наша экономическая и инвестиционная жизнь начнется заново. Будет ли это катапультой для таких стран, как Бразилия, которая получит новый вес и значение в мире, или поможет преодолеть трудности таким странам, как Турция? Время покажет, но инвесторы должны внимательно наблюдать за ситуацией на континенте. Если ваша инвестиционная философия основана на стабильном росте и низких процентных ставках по всей Западной Европе, вам, возможно, придется пересмотреть этот прогноз.
Перевод: Елизавета Мазурина