Автор — корреспондент газеты «КоммерсантЪ»
Похвастаться и сравнить друг у друга обновки от Louis Vuitton, Hermes или драгоценности Tiffany&Co — традиционная часть любой светской вечеринки в Москве. Теперь появилась возможность хвалиться не только самими предметами роскоши, но и акциями компаний сегмента luxury.
В начале 2011 года управляющая компания (УК) «Альфа-капитал» сформировала MFO Luxury Index. «Состоятельные клиенты, являясь потребителями товаров сегмента luxury, видят рост котировок акций компаний-производителей, — объясняет идею заместитель гендиректора «Альфа-капитал» и руководитель Multifamily Office компании Яков Гальперин. — Создав Luxury Index, мы предоставили им возможность стать акционерами компаний, производящих предметы роскоши, и участвовать в их капитализации».
Сегодня в состав MFO Luxury Index входят 14 компаний. Обязательным условием для включения в состав индекса было публичное обращение акций производителей предметов роскоши на биржах. «Мы старались диверсифицировать бумаги внутри индекса по направлениям: производители одежды, предметов роскоши, автомобилей, элитного алкоголя, а также аукционный дом и сеть фешенебельных отелей», — поясняет Гальперин. В состав индекса вошли акции компаний Richemont, Louis Vuitton, BMW, Hermes, Porsche, Tiffany&Co, Bvlgari, Hyatt, Sotheby’s и другие. Примечательно, что в состав индекса не были включены компании, работающие в сфере недвижимости. Причина — специфика этой отрасли, которая живет по своим законам. Состав индекса будет постоянно пересматриваться, вес компаний также пересматривается ежедневно в зависимости от капитализации.
На российском рынке пока нет аналогов такому продукту. Тем временем в мировой практике такая форма инвестиций представлена довольно хорошо. Так, в системе Bloomberg отображаются более 70 различных фондов, ориентированных на инвестиции в сегмент luxury, а также 7 специализированных индексов. Среди них, например, World Luxury Index банка BNP Paribas, рассчитываемый Deutsche Boerse. За последний год он вырос на 20,8%.
«Альфа-капитал» нашла новую успешную инвестиционную стратегию? «Это скорее можно назвать маркетинговой инициативой, ведь никто не мешает предложить клиентам привлекательную инвестиционную идею в отношении конкретной бумаги, — говорит глава Sretenka Capital Partners Дмитрий Ивлюшин. — Для этого не обязательно формировать индекс, тем более что вместо акций компаний-производителей товаров luxury можно использовать любую другую отрасль». Ивлюшин добавляет, что важно постоянно поддерживать интерес клиентов путем предложения новых идей и предложение такого индекса как раз соответствует этой задаче.
Дорогие изделия — дорогие инвестиции. УК «Альфа-Капитал» установила высокую планку минимального объема вложений в новый продукт — $2 млн, которые инвестор предоставит в доверительное управление УК. При этом комиссия управляющего составляет 2% годовых. Но Гальперин указывает, что за 2008-2010 годы индекс luxury опережал динамику фондовых индексов, и надеется, что в следующие годы динамика не изменится.
Говорить об устойчивой динамике российского аналога пока рано — MFO Luxury Index начал рассчитываться с начала этого года. Тогда его первоначальное значение было установлено на отметке 100 пунктов. Первые клиенты, воспользовавшиеся новым предложением, появились в феврале. С тех пор, говорит Гальперин, доходность инвестиций составила 10% в долларах США. Для сравнения: индекс РТС с 1 февраля снизился на 3,1%, средняя доходность российских ПИФов акций составила за этот период минус 5,76% годовых.
Автор — корреспондент газеты «КоммерсантЪ»