Сценарий двойной рецессии мировой экономики выглядит все более реалистично. Рост американской экономики, по данным Бюро экономического анализа США, замедлился с 5% в IV квартале 2009 года до 2,4% во II квартале 2010 года. Глава Федеральной резервной системы Бен Бернанке, выступая в конце июля в сенате США, назвал перспективы экономики «необычно неопределенными».
Неопределенность сказывается и на фондовом рынке. С начала мая индекс S&P 500 снизился на 11%, до 1083 пунктов (данные на 13 августа). Развивающиеся рынки реагируют похожим образом: индекс MSCI BRIC к середине августа потерял 8,6%. Российский индекс РТС за тот же период упал на 14%, до 1450 пунктов. И это, возможно, только начало. Бывший партнер Джорджа Сороса, глава инвестиционной компании Rogers Holdings Джим Роджерс считает, что нового экономического кризиса стоит ждать в 2012 году, а его последствия могут быть еще более серьезными, чем в 2008-м.
Это, пожалуй, один из самых пессимистичных сценариев. Но даже если не слушать «медведей», необходимо признать, что в ближайшие месяцы фондовый рынок будет не самым гостеприимным местом для розничного инвестора.
После любого, даже самого глубокого финансового кризиса экономика рано или поздно приходит в равновесие. Как быстро это происходит? В среднем в течение четырех-шести лет, утверждают американские экономисты Кармен Рейнхарт и Кеннет Рогофф, в прошлом году опубликовавшие книгу This Time Is Different, в которой обобщают опыт банковских и финансовых кризисов за последние восемь столетий.
В опубликованной в прошлом году статье Aftermath of Financial Crises Рейнхарт и Рогофф проанализировали данные по 28 финансовым кризисам в развитых и развивающихся странах. По их оценке, ВВП на душу населения в кризис в среднем снижается на 9,1%, но возвращается на докризисный уровень в течение двух лет. Рынок жилья теряет 35,5% и восстанавливается в течение шести лет. Глубже всего падение на фондовом рынке — в среднем на 56%, но зато он восстанавливается быстрее рынка недвижимости — через 3,5 года.
Тут, правда, необходимо отметить, что в развивающихся странах восстановление фондового рынка занимает больше времени: так, например, после азиатского кризиса 1997 года рынки Таиланда и Малайзии вернулись на докризисные уровни только через пять лет. Экономисты Сандип Патель и Асани Сака подметили этот феномен еще 12 лет назад. В исследовании Stock Market Crises in Developed and Emerging Markets они рассмотрели девять финансовых кризисов, имевших место в 1970–1997 годах. По их наблюдениям, восстановление котировок акций после обвала фондового рынка занимает в среднем около 31 месяца, причем на развивающихся рынках — существенно больше. После долгового кризиса 1980–1981 годов, от которого пострадали Аргентина, Чили и Мексика, восстановление рынков акций затягивалось на 48 месяцев (Чили) и даже на 75 месяцев (Аргентина).
Конечно, если купить акции вскоре после резкого обвала рынка, а потом продать, дождавшись роста — отскока, как говорят трейдеры, — можно получить хорошую прибыль. Но Патель и Сака подметили еще одну особенность восстанавливающихся рынков: после отскока следует долгий период колебаний, затем акции начинают расти, а потом, достигнув докризисных значений, снова падают. «В течение последующих трех лет после восстановления цены вновь снижаются, хотя и не так сильно, как во время обвала», — пишут авторы исследования. Иными словами, вторая волна куда слабее первой.
Российскому рынку акций, рухнувшему два года назад, пока далеко до восстановления. Если история чему-либо учит, можно ожидать, что индекс РТС будет колебаться на уровне 1500 пунктов еще как минимум год. Рассчитывать на уверенный рост в этом случае стоит лишь осенью 2011 года.
Похожим образом российские акции восстанавливались десять лет назад. После обвала фондового рынка в 1998 году и отскока 1999 года последовал период 2000–2001 годов, когда индекс РТС колебался около отметки 200 пунктов. И только в конце 2001 года рынок начал расти. Коррекция последовала уже в мае 2002 года, после того как индекс РТС вернулся к докризисной отметке в 400 пунктов. По аналогии с событиями десятилетней давности основной рост рынка акций начнется осенью 2011 года, за ним последует падение в мае 2012 года, после чего рост возобновится с новой силой.
Конечно, у двух российских кризисов были разные причины, как и у девяти кризисов, изученных американскими финансистами. Не зря они называют свое исследование эмпирическим — построенным на опыте прошлых лет. Но много ли на фондовом рынке инвесторов, которые, принимая решения, не опирались бы на прошлый опыт?
Впрочем, помимо исторических аналогий против рынка акций играет и общая экономическая ситуация. Проблемы, существовавшие в России до кризиса, — небольшой объем инвестиций в производство, низкая производительность, снижение доли работоспособного населения — никуда не делись, говорит управляющий партнер UFG Wealth Management Оксана Кучура. При таких вводных российская экономика не сможет расти быстрее чем на 3-4% в год. «Я, конечно, очень надеюсь, что рынок вернется на уровни 2007-го хотя бы к 2012-му, но объективно особых предпосылок для этого нет», — говорит она.
Что в такой ситуации делать частному инвестору? Если ваш горизонт инвестиций — несколько лет, стоит по-прежнему покупать акции. Котировки в итоге вернутся к докризисным уровням. Если же рассчитываете заработать (или как минимум не потерять) в течение ближайшего года, держитесь от рынка акций подальше. Лучшим решением будут облигации и депозиты.