Поправки в УК РФ: семь лет за манипулирование на фондовом рынке
В среду Госдума приняла в третьем чтении поправки в Уголовный кодекс, которые вводят ответственность за недобросовестную деятельность на рынке ценных бумаг. До сих пор за это предусматривался лишь штраф (до 50 000 рублей для граждан и до 1 млн рублей для юрлиц). Теперь за манипулирование рынком можно попасть в тюрьму на срок до семи лет. Однако критерии манипулирования акциями настолько размыты, что участники рынка легко смогут использовать законодательное новшество для борьбы с конкурентами.
За нарушение порядка учета прав на ценные бумаги депутаты предлагают лишать свободы на срок до шести лет и штрафовать на сумму до 1 млн рублей. За нарушения при проведении общего собрания акционеров можно оказаться в тюрьме на срок до пяти лет и заплатить штраф до 500 000 рублей.
Манипулирование на рынке ценных бумаг предусматривает лишение свободы на срок до шести лет и штраф до 1 млн рублей. А если для этого были использованы СМИ — от пяти до семи лет при том же максимальном размере штрафа.
Нарушения прав акционеров выявлять несложно — в большинстве таких случаев есть пострадавшие. А вот при манипулировании рынком пострадавших обычно нет и доказать состав преступления достаточно сложно. В России было всего два случая признания манипулирования со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам. По закону о рынке ценных бумаг манипулирование — это сознательное влияние на котировки ценных бумаг, их спрос и предложение, объем торгов. Случаи манипулирования описаны в девяти абзацах закона.
К ним относятся, например, распространение через СМИ ложных сведений, оказавших влияние на изменение цен акций; сделки по нерыночным ценам по предварительному соглашению, если они оказывают влияние на рынок; неоднократная покупка и продажа ценных бумаг инвестором самому себе и т. д. При этом аналогичные действия государства (вроде поддержки фондового рынка ВЭБом осенью прошло года) манипулированием не признаются.
Критерии манипулирования очень расплывчаты. В этих девяти абзацах семь раз употребляется слово «существенно» по отношению к величине отклонения цены сделки от рыночной цены или степени влияния сделки на котировки. Федеральная служба по финансовым рынкам пытается разработать критерии «существенности», но пока они не готовы, рассказал Forbes представитель службы.
Уточнить их можно с помощью специального закона о манипулировании и инсайде. В начале года он (как и принятые сегодня поправки в УК) был внесен в Госдуму правительством, но застрял. Проект прошел пока первое чтение и на второе выйдет только в начале 2010 года. «Мы понимаем, что практика правоприменения УК может быть разной, поэтому постараемся учесть в законе об инсайдерской торговле все нюансы», — говорит зампред финансового комитета Госдумы Лиана Пепеляева.
Но поправки в УК могут быть подписаны президентом раньше. Может сложиться ситуация, в которой судам придется самим трактовать термин «манипулирование на фондовом рынке». Сложно даже представить, к чему это может привести. В условиях фактического отсутствия в России презумпции невиновности и независимой судебной системы эти новшества будут угнетающе действовать на рынок, говорит представитель крупной инвесткомпании.
«Я считаю введение уголовной ответственности преждевременным», — заявил Forbes председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев. По его мнению, было бы целесообразно оставить за эти нарушения административную ответственность. На Западе уголовная ответственность в таких случаях вводилась лишь после накопления регуляторами опыта определения манипулирования.
Впрочем, трейдер «Тройки Диалог» Алексей Долгих говорит, что на ежедневной работе трейдеров крупных инвесткомпаний введение уголовной ответственности за манипулирование никак не скажется. «Внутренний контроль полностью отслеживает действия трейдеров, учитывая и нормы российского законодательства, и принятые на Западе нормы. Иначе компания теряла бы бизнес», — говорит он.