Сколько вам недоплатят автомобильные страховщики? Калькулятор Forbes
Через три месяца — с 1 сентября 2010 года — страховые компании будут оценивать степень износа автомобилей для выплат по ОСАГО по новым правилам. Эти правила будут едиными для всех страховщиков: 24 мая этого года правительство утвердило их своим постановлением. Единая методика сделает процедуру оценки ущерба по ОСАГО более прозрачной.
С момента введения ОСАГО в 2003 году страховые компании выплачивали компенсации автовладельцам с учетом износа автомобилей. Это обычная практика, но она не была прописана в законе. Поэтому страховщикам приходилось судиться с автовладельцами, которым не хватало на ремонт. В июне 2009 года право страховых компаний платить по ОСАГО с учетом износа было закреплено законодательно.
Но единой методики оценки старых запчастей все равно не было. Сегодня степень износа оценивается компаниями-экспертами по собственным методикам, в основе которых лежат рекомендации Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ), выпущенные в 1998 году и с тех пор неоднократно менявшиеся.
По этим рекомендациям степень износа рассчитывается для всего транспортного средства. По новым правилам она будет оцениваться для разных элементов автомобиля по-разному — предполагается, что кузов и прочие детали изнашиваются с разной скоростью. И это, пожалуй, основное отличие новых правил от старых. В целом в правилах сохранена та же логика, что и в рекомендациях НАМИ, — степень износа прямо пропорциональна пробегу и сроку службы автомобиля. Для оценки износа кузова будет также важно, на сколько лет компания-производитель дает гарантию от сквозной коррозии.
Еще одно новшество: разработчики с помощью системы коэффициентов учли зависимость износа узлов и агрегатов от страны — производителя автомобиля. Отечественные автомобили изнашиваются быстрее, и их владельцы будут получать относительно меньшие компенсации по сравнению с владельцами иномарок. Например, износ пятилетнего российского автомобиля (при среднем пробеге 20 000 км в год) составит 43%, автомобиля, выпущенного в Европе — 33%, в Японии — 29%. Соответственно, владельцы этих иностранных автомобилей получат от страховщиков 67–71% полной стоимости новых запасных частей, а владельцы отечественных — лишь 57%.
Оценить износ своего автомобиля теперь может каждый. С помощью калькулятора Forbes вы узнаете, насколько меньше (относительно стоимости новых запчастей) вам заплатят страховщики ОСАГО по ущербу кузову и другим деталям вашего автомобиля.