К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Волшебников на фондовом рынке нет»

«Волшебников на фондовом рынке нет»
Глава УК «Райффайзен Капитал» о проблемах управляющих и о том, что будет с фондовым рынком

По итогам 2009 года отток денежных средств из открытых ПИФов составил 11,5 млрд рублей. Пайщики разочаровались в инвестициях на фондовом рынке. Гендиректор Управляющей компании «Райффайзен Капитал» Владимир Соловьев (УК, по данным Investfunds.ru, стала лидером по объему привлеченных средств за последний год) рассказал Forbes о том, какими ему видятся перспективы российского фондового рынка и какие компании могут заинтересовать инвесторов.

— За год отток средств из ПИФов составил более 4 млрд рублей, у отдельных компаний отток средств прекратился лишь весной этого года. Что вы противопоставляете рыночной тенденции?

— Мы интенсивно работали в направлении обучения банковских сейлз-менеджеров. Когда рынок рухнул, многие управляющие пришли к выводу, что продавцы больше не нужны и перспектив у ПИФов нет. Мы придерживались иной точки зрения — рынок обязательно восстановится — и закладывали эту мысль сейлзам. Когда в марте 2009 года начался рост рынка, уже обученные сейлз-менеджеры тут же им воспользовались и начали активно продавать наши фонды через банковскую сеть. Мы ввели новые продукты. В марте 2009 года, когда рынок был на дне, мы предложили клиентам новую услугу «Инвестиционный депозит». Разместив незначительную часть средств в ПИФах, инвестор имел возможность получить повышенную ставку по депозиту Райффайзенбанка.

 

— Большинство пайщиков считают, что управляющие себя дискредитировали в кризис, а рынок ПИФов уже не восстановится. Что вы можете возразить?

— Не могу не согласиться, что за прошлые годы произошло несколько неприятных историй. Проблему надо разделить на две составляющие — завышенные ожидания клиентов и некорректное поведение некоторых управляющих. Часть компаний при продаже ПИФов уверяла клиентов, что они возьмут от рынка весь рост, а на время падения «выйдут в деньги». Но волшебников на фондовом рынке нет. При падении индексов и, как следствие, стоимости паев инвесторы почувствовали себя обманутыми.

 

Куда серьезнее проблема некорректного поведения некоторых управляющих в процессе инвестирования денег клиентов. Известны случаи, когда фонд заявлялся как облигационный и низкорискованный, но в составе его активов большую часть занимали акции или «мусорные» бумаги. Это работало на растущем рынке, но во время кризиса стоимость таких паев обвалилась. Конечно, такие компании себя дискредитировали, а некоторые из них поплатились за это своим существованием. Но я не стал бы говорить об утрате доверия к отрасли в целом.

— Ваш прогноз по фондовому рынку в среднесрочной перспективе. Бумаги каких отраслей будут давать максимальный доход и почему?

— Мы стараемся придерживаться умеренного сценария и полагаем, что рынок имеет потенциал роста около 20% до конца 2010 года. Если говорить про отдельные отрасли, то, на наш взгляд, нефтегазовый сектор в ближайшее время будет выглядеть хуже рынка из-за увеличения налоговой нагрузки. Металлургия сейчас неплохо себя чувствует, но она очень подвержена цикличности.

 

Вообще же мы стараемся оценивать перспективы не секторов в целом, а представленных в них компаний. Так, например, в потребительском секторе мы выделяем бумаги розничной сети «Магнит», которая благодаря хорошему управлению развивается весьма быстро. Для пивоваренной компании «Балтика» аномальная жара стала причиной увеличения потребления пива, и это должно позитивно сказаться на ее финансовых показателях. По этим же, климатическим причинам в секторе электроэнергетики в третьем квартале мы ожидаем увеличения выручки у генерирующих компаний, поскольку летом отмечались пики энергопотребления практически по всей стране.

В секторе телекоммуникаций мы заняли выжидательную позицию, поскольку пока неизвестно, насколько успешно пройдет переход многочисленных межрегиональных операторов связи на единую акцию «Ростелекома». Также пока непонятно, что будет происходить с банковским сектором, что будет с просрочкой по кредитам к концу года, поэтому пока сохраняем нейтральный взгляд на инвестиции в банки.

Во что вы верите больше: в акции или облигации? Можно ли заработать 15-20% годовых на публичном долговом рынке?

— Это совершенно разные инструменты. Нельзя говорить «во что верите», надо определять комфортный для себя risk profile и исходя из него строить свой портфель. В нем могут быть и акции, и облигации. Исторический опыт показывает, что акции приносят более высокий доход. Что касается возможности получения доходности, намного опережающей инфляцию, то сейчас на публичном долговом рынке такая стратегия уже не сработает. Ставки сильно снизились и в ближайшее время вряд ли вырастут до значений конца 2008 года. Даже если допустить некий рост, вряд ли он будет значительным.

Высокую доходность можно получить при вложениях в очень рискованные облигации третьего эшелона. Но мы не рекомендуем формировать портфель только из таких бумаг, поскольку малейшее снижение ликвидности на рынке резко ухудшает ситуацию.

 

— Вы поддерживаете мнение, что выживут только те УК, которые созданы при банках?

— Выжить и успешно развиваться может любая компания. Но созданные при многопрофильных банках компании всегда будут эксплуатировать свое конкурентное преимущество и выигрывать за счет обширной сети продаж. Именно сеть продаж имеет первостепенное значение в привлечении розничных клиентов. К тому же в управляющих компаниях при банках существуют так называемые перекрестные продажи — открывая счет в банке, клиент может одновременно приобрести еще и паи ПИФов.

Другие компании могут специализироваться на частных клиентах с высоким уровнем благосостояния, предлагая им специализированные фонды и продукты, и при этом неплохо себя чувствовать. Вообще я считаю, что в ближайшие несколько лет мы придем к четкому разделению управляющих компаний по клиентской базе: будут преимущественно розничные компании и нишевые, обслуживающие отдельные классы клиентов.

Автор — корреспондент газеты «Коммерсант»

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+