Владелец группы «Ренова» Виктор Вексельберг судится с аукционным домом Christie’s. Как сообщила британская газета The Telegraph, именно он (а точнее, подконтрольный Вексельбергу фонд Aurora Fine Arts Investment) в 2005 году приобрел на лондонских торгах Christie’s картину Бориса Кустодиева «Одалиска» за £1,7 млн. Через год Aurora сообщила Christie’s, что купленная картина — подделка. Аукционный дом в ответ заявил, что проведет собственное расследование.
В 2009 году Aurora отправила картину Christie’s на экспертизу. К тому моменту у фонда Вексельберга имелись целых три заключения, опровергавших авторство Кустодиева, — от Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Грабаря, Русского музея и Третьяковской галереи. Не дождавшись ответа от Christie’s, Aurora обратилась с иском в британский суд. Дело в том, что в ноябре этого года истекает пятилетний срок, в течение которого Christie’s обязуется вернуть деньги покупателю выявленной подделки. Christie’s пока ограничивается заявлениями, что очень серьезно относится к вопросу подлинности проданных ею работ и тщательно изучает «Одалиску».
Подделки на торгах крупнейших аукционных домов в мире Christie’s и Sotheby’s давно не сенсация. Правда, чаще всего их выявляют до начала аукционов. Кого только не снимали с торгов уже после публикации в каталогах — от Гогена и Петрова-Водкина до Глазунова и Херста. Гораздо меньше известно случаев, когда претензии предъявлялись к купленному лоту. Чем меньше была его стоимость, тем быстрее покупателю удавалось решить проблему. Например, в июле 2000 года на Christie’s было продано «Зимнее солнце в сосновом лесу» якобы кисти Андрея Шильдера, довольно авторитетного пейзажиста конца XIX — начала XX века, ученика Ивана Шишкина. Покупатель заплатил за картину £8,5000 плюс 25% комиссионных аукционному дому. Как он обнаружил, что приобрел подделку, неизвестно, но уже в мае 2001 года сделка была аннулирована.
И наоборот, чем дороже и именитее оказывалась картина, заподозренная в фальсификации, тем чаще ее новый владелец отказывался признавать факт покупки подделки. Показательна история британского художника Джона Майатта, который целых семь лет подделывал картины Пикассо, Ван Гога, Гогена, Моне, Модильяни, Шагала и других знаменитых живописцев и продавал их как через арт-дилеров, так и через Christie’s и Sotheby’s. В 1995 году он был обвинен в мошенничестве и получил год тюремного заключения. Майатт создал порядка 200 полотен. По его собственным словам, около 120 из них до сих пор висят в лучших коллекциях мира.
Самая дорогая сомнительная картина — так называемый пятый вариант «Подсолнухов» Ван Гога. В 1987 году на Christie’s его приобрела японская страховая компания Yasuda за $39,9 млн, не считая аукционной комиссии. Изначально картина принадлежала парижскому художнику Клоду Эмилю Шаффенекеру, которого в свое время подозревали в торговле поддельным Ван Гогом. До продажи на Christie’s она частным путем переходила из одной коллекции в другую. Впервые авторство Ван Гога публично поставили под сомнение эксперты Sotheby’s в 1997 году, последний раз — итальянские искусствоведы в 2001 году. Yasuda отказалась предоставить «Подсолнухи» на экспертизу с использованием рентгена. До сих пор картина находится в коллекции страховой компании.