Прогноз по рейтингу США — «негативный». Будет ли «разворот» в долларе?
Автор — председатель Совета директоров ОАО «Арбат капитал менеджмент»
Агентство S&P в пятницу вечером понизило кредитный рейтинг США с максимального ААА до АА+ на фоне проблем с госдолгом. При этом прогноз по рейтингу США был определен как негативный. Это означает, что в ближайшие год или полтора возможно дальнейшее понижение рейтинга.
Почему же тогда цены на 10-летние казначейские обязательства США росли всю прошлую неделю, а их доходность падала до минимальных за год 2,35%? По годовым векселям американского правительства вообще платят 0,1%, но никто из стран-держателей крупных валютных резервов не избавляется от доллара? При этом от евро тоже пока вроде бы никто особо не избавляется, хотя крупные профессиональные спекулянты и говорят, что провал курса евро к доллару США ниже 1,40 откроет дорогу к снижению до 1,30 уже в этом году.
Какая все же валюта хуже, доллар США или евро? Обе хуже! Так, перефразируя известный ответ товарища Сталина про правый и левый уклоны, можно было бы сказать и про сегодняшнее положение двух основных мировых валют.
Паника, намеренно созданная политиками вокруг темы «дефолт США» (практически невозможного в этом году и в ближайшие пару лет, по нашему глубокому убеждению), заставила большинство держателей долларов и номинированных в них активов задуматься о том, куда «срочно перекладывать накопления». Этим объясняется и рост золота усилиями крупных фондов и спекулянтов до новых исторических максимумов (за последний месяц с $1600 до $1670), и почти паническое бегство консервативных инвесторов в швейцарский франк и в иену, хотя эти валюты вообще не приносят процентов и в каком-то смысле сами по себе являются перезревшими пузырями. Приток денег в «сырьевые валюты» также почти иссяк, т. к. курсы этих валют уже на максимумах, а главное — замедлились темпы роста экономик Австралии, Канады, Бразилии и других экспортеров сырья (не говоря уже про РФ).
Причины происходящих процессов, явно отражающих резкое ухудшение здоровья экономики развитых стран, заключаются, как и в 2008 году, в нежелании одних государств решительно реформировать систему и устранять накопившиеся диспропорции, а других (в первую очередь США) — в стремлении попробовать снова решить свои проблемы за счет иностранных инвесторов и кредиторов.
Длившееся 10 дней падение американского фондового рынка (а с ним и всех других) — только одно из следствий падения прибылей американских компаний в первом полугодии, роста долга США на $100 млрд в месяц и ожидаемого сокращения госрасходов. Другими последствиями должно стать замедление роста ВВП, а затем — начало реструктуризации экономики, существенный пересмотр устаревшей модели, позволявшей зарабатывать все меньше не на производстве товаров и услуг, а все больше — на создании кредитных и фондовых пузырей. В том, что Америка справится с этим лучше стран еврозоны, можно не сомневаться, просто сравнив социальные, внутриполитические и финансовые проблемы стран ЕС с американскими. Что это значит для хедж-фондов и для простых держателей финансовых активов? Нужно думать, когда переводить значительную часть накоплений в сильно подешевевший доллар США.
Почему американская валюта привлекательна, несмотря на наращивание госдолга и разговоры про дефолт? По той же причине, почему у Японии, крупнейшего в мире нетто-кредитора, рейтинг АА-, а у США, как крупнейшего нетто-должника, рейтинг АА+, т. е. существенно выше даже после недавнего вполне справедливого снижения. Дело в том, что Америка способна решить свои экономические проблемы намного быстрее других стран, причем заимствуя деньги у них же. Ведь США — единственная в мире страна, которая может номинировать весь свой государственный и корпоративный внешний долг в своей же валюте. Долларовая денежная масса, безусловно, будет увеличена еще на 1–1,5 трлн за год, и нам осталось только дождаться опубликования параметров новой, 3-й программы «количественного ослабления», о которой республиканцы уже почти договорились с демократами. Саму программу могут и не запустить только ради предотвращения падения фондового рынка (как в 2009 году), если только рынок не провалится ниже 1100 по индексу S&P-500. Обаме важнее успеть до выборов 2012 года заставить работать систему ипотечного кредитования и создать стимулы роста для работодателей. Он не может дальше повышать налоги, поэтому идет на компромиссы с республиканцами, которые «разрешили печатать деньги». Но последнее не означает, что доллар должен падать глубже относительно других валют, т. к. у него почти не осталось альтернатив.
Во-первых, доллар США и так уже дешев относительно большинства валют. Во-вторых, Европейский центробанк и слабо контролируемые им центральные банки стран еврозоны увеличивают денежную массу в евро даже быстрее, чем это делает ФРС США. В-третьих, ожидание повторения греческих проблем в Италии и Испании не позволяет инвесторам и государственным казначействам увеличивать долю накоплений в евро. Не видя возможностей инвестировать в номинированные в евро активы, сами европейцы постепенно перекладываются не только в золото, швейцарский франк и британский фунт, но уже и в доллар США. Более того, не исключено такое же «паническое бегство» из евро, как недавно было из доллара США. Ведь осенью 2010 года мы уже наблюдали схожий процесс, и курс евро к доллару США снизился до 1,28, но тогда падения к паритету покупательной способности (около 1,20) удалось избежать совместными усилиями ФРС, Казначейства США и крупных спекулянтов.
Сегодня все выглядит иначе. «Чистая позиция» валютных спекулянтов сильно сократилась, и есть все основания полагать, что она уйдет в минус, т. е. рынок встанет в шорт по евро, так как пока крупные хедж-фонды и казначейства еще только сокращали в нем длинные позиции, а не наращивали шорт. Поэтому есть все шансы на повторение осени 2010 года, только с более глубоким и продолжительным падением. Это определяется в первую очередь усугубившимися за год проблемами долгов стран еврозоны (и не только Испании, Италии, Португалии, Кипра — на подходе Бельгия, за ней и Франция). Существенных изменений в политике Европейского центробанка можно будет, конечно, ожидать только через пару месяцев после ухода Трише, когда все места в советах и комитетах будут поделены. Однако если не произойдет экономического чуда, массированная игра против евро будет неизбежной и успешной. Ближайшие цели игроков на понижение будут достигнуты уже в августе (1,38-1,39 к доллару США), а в четвертом квартале возможно уже 1,31-1,34.
При этом «валюты-убежища», видимо, пройдут в августе свои максимальные пиковые значения к американскому доллару. После роста швейцарского франка за один день сразу на 3% Центробанк этой страны неделю назад принял решение о понижении ставки, но франк от этого не перестал расти. Японские власти также находятся на грани изменения подхода к политике «стерилизации», которая в совокупности с бегством инвесторов из Юго-Восточной Азии в иену уже крайне негативно влияет на японский экспорт. Поэтому из альтернативных американскому доллару и евро и пока привлекательных мировых валют остается только британский фунт, рост которого возможен в первую очередь благодаря массовому бегству капитала в Великобританию из политически нестабильных стран всего мира.
Возвращаясь к евро, можно сказать, что другие важнейшие драйверы снижения его курса носят более долгосрочный характер:
— Риски второй волны глобальной рецессии и, как следствие, сворачивание спекулянтами операций carry trade в долларе США против всех валют, в т. ч. числе и с евро.
— Неизбежность смены приоритетов Европейского центробанка: переход от борьбы с замедлившейся инфляцией (цены на сырье стабилизировались) к борьбе с нехваткой ликвидности и слабой экономикой периферийных стран будут снижать ставки и/или инициируют новые программы выкупа бондов (читай: QE).
— Неспособность европейских компаний жить с таким переоцененным евро (квартальная отчетность показала худшие за 5 лет результаты — максимальная доля компаний показали прибыль хуже ожиданий) в условиях так и не разогнавшейся мировой экономики.
— Торговый баланс стран еврозоны снова сползает в минус (почти по €2 млрд в месяц).
Если все эти факторы сработают, мы можем в 2012-2013 году увидеть евро на уровне, близком 1,20 к доллару США, т. е. там, где он и должен быть исходя из «паритета покупательной способности» и просто «индекса бигмака».
Автор — председатель Совета директоров ОАО «Арбат капитал менеджмент»