К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

"Производство некоторых позиций обуви в России сейчас обходится на 30% дешевле, чем в Китае"

Фото Shiho Fukada / Bloomberg via Getty Images
Фото Shiho Fukada / Bloomberg via Getty Images
Армейские ботинки, нейтральные цвета и роботы на производстве - как производители реагируют на стагнацию обувного рынка

На обувном рынке крутые перемены. Девальвация рубля, запрет на импорт в госзакупках и обнищание населения в одночасье изменили условия для бизнеса. В 2015 году потребление обуви в России упало почти до двух пар обуви в год — это уровень физического износа. Дальше падать некуда, иначе придется ходить босиком. С какими вызовами сталкиваются российские обувные компании и производители обуви в текущих условиях?

Обновление производственных мощностей 

Обувной рынок стабилизировался еще осенью прошлого года. Дальше падать некуда — мы достигли минимального уровня потребления. Люди пообносились и будут вынуждены покупать новые сапоги и ботинки. После кризиса 2009 года продажи обуви увеличились сразу на четверть. Сейчас такой мощный "отскок" невозможен, но в росте на 3-5% в год я не сомневаюсь.

До сих пор россияне носили в основном импортную обувь. Однако в прошлом году импорт обуви в Россию сократился в натуральном выражении на 30-40%. Девальвация создала предпосылки для расширения отечественного производства. Сейчас, по разным оценкам, в России выпускается от 50 до 80 млн пар в год. В 2015 году отечественные фабрики выпустили на 20-30% пар обуви больше, чем годом ранее. Благодаря девальвации российское обувное производство стало более эффективным и более рентабельным.

 

quote_block node/14536В выигрыше фабрики с полным циклом производства и ассортиментом, рассчитанным на повседневную носку. Такие предприятия не зависят от поставок импортного сырья и комплектующих. Все их расходы — в рублях. Применение российского сырья дает ощутимую экономию. 

А, например, себестоимость полимерной обуви, если использовать полностью автоматизированную линию, даже на 50% ниже.  К сожалению, перейти на отечественное сырье не всегда возможно. Лучше всего обеспечено российскими комплектующими производство повседневной мужской обуви и женских демисезонных ботинок и сапог, рабочей и специальной обуви.

 

А вот летнюю женскую обувь, вечерние туфли, туфли-лодочки нельзя сделать без импортной кожи: в России просто не выпускается в промышленных масштабах цветная и тонкая кожа. И проблема не в технологиях. В стране есть современные кожевенные заводы. Просто наш суровый климат влияет на условия содержания скота и кормовую базу, а в итоге и на качество кожи. Для определенных видов обуви ее всегда придется импортировать.

В обувной промышленности сейчас происходит технологическая революция. Ручной труд уходит в прошлое. На фабриках появляются швейные роботы. Да, они стоят дорого, но и производительность у такой техники в шесть раз выше, чем у обычной швейной машинки. Плюс несопоставимое качество продукции. При использовании старой технологии очень много операций просто физически невозможно сделать. По нашим расчетам, эффект от девальвации сойдет на нет уже через три года. Кто останется со старыми технологиями, тот снова окажется неконкурентоспособным по сравнению с зарубежными фабриками. А тот, кто перейдет на новые технологии, может оторваться от конкурентов. В обувном бизнесе сейчас самое удачное время для запуска новых или переоснащения существующих фабрик.

Выход на рынок госзаказа 

Достаточно привлекательный сейчас для производителей сегмент рынка — выпуск рабочей и спецобуви. До сих пор в этой нише 90% поставок обеспечивалось за счет импорта. Но из-за девальвации зарубежная продукция теперь просто не вписывается в цены госконтрактов. Кроме того, с прошлого года введен запрет на закупки импортных товаров легкой промышленности для государственных и муниципальных нужд. Объем рынка спецобуви, по оценкам экспертов, составляет 150-160 млрд руб. в год или 50 млн пар, из них 30% приходится на рабочую обувь. Это огромная новая ниша пока не занята — на выпуске спецобуви по всей стране специализируются не более десяти предприятий.

 

Сейчас шанс выйти на этот рынок появился у многих обувных компаний, которые ранее выпускали только гражданскую обувь. Мы тоже хотим воспользоваться этой возможностью — разрабатываем коллекции рабочей и специальной обуви, начали производство первой партии военной обуви.

Изменение структуры спроса 

В кризис люди выбирают более дешевую обувь, отказались от моделей, которые приобретались специально для праздников. Пару лет назад многие женщины покупали себе на осень-зиму сапоги и на высоком каблуке, и на сплошной подошве.

В осенне-зимних коллекциях перестала продаваться цветная обувь. Все это отразилось на структуре ассортимента. Обувные компании отказались от цветной обуви в осенне-зимних коллекциях. Теперь в них преобладает черный цвет, универсальный, подходящий к любой одежде. В производстве используются более дешевые кожи, а ассортимент стал проще и дешевле. Можно сказать, что по ассортименту мы вернулись в 2000-2005 годы. Но это касается только функциональности обуви, дизайн же, конечно, изменился. Можно отказаться от каких-то материалов, которые сильно удорожали обувь, но внимания к дизайну ослаблять нельзя. Со старым ассортиментом вы просто потеряете покупателей. Человек зайдет, ничего нового не увидит, и больше не будет заходить к вам. Попытка же сэкономить на разработке новых коллекций и торговать остатками со склада ни к чему хорошему не приведет. Наоборот, в кризис надо уделять ассортименту гораздо больше внимания и обязательно каждый сезон обновлять коллекции. Люди с деньгами в кризис становятся в десять раз требовательнее. Те обувные компании, которые учитывают изменение потребительских предпочтений, и в новых условиях неплохо себя чувствуют и не снижают продажи.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+