К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Спор о бонусе: депутаты хотят срезать маржу торговых сетей

фото Макса Новикова для Forbes
фото Макса Новикова для Forbes
Госдума вопреки мнению правительства и правового управления Кремля одобрила в первом чтении поправки в закон о торговле. Ритейлеры пугают ростом цен и дефицитом

Государственная дума во вторник, 19 мая приняла в первом чтении подготовленные группой депутатов во главе с председателем комитета по безопасности Ириной Яровой поправки в закон о торговле. В пояснительной записке к законопроекту его авторы указывают на необоснованную, по их мнению, дискриминацию поставщиков со стороны ритейлеров и считают необходимым ее устранить для продовольственной безопасности страны.

Ключевая новелла — снижение предельного размера бонуса, который поставщики уплачивают торговым сетям за объем продаж, с 10% до 3% от цены приобретаемого товара. Это будет способствовать снижению роста потребительских цен на продовольственные товары и защите интересов российских производителей, сказано в пояснительной записке.

Против снижения бонуса выступают торговые сети и правительство. Об этом рассказывают несколько федеральных чиновников. По их словам, депутаты проигнорировали просьбу премьера Дмитрия Медведева не спешить с принятием законопроекта и к 1 июля подготовить поправки, которые устроят все стороны. «Совещание было в апреле. По его итогам вышел протокол, и депутаты вроде бы согласились доработать законопроект, однако потом дали понять правительству, что хотят принять законопроект уже в весеннюю сессию», – рассказывает один из собеседников Forbes. Пресс-секретаря премьера Наталья Тимакова говорит, что депутаты согласовали с премьером решение о принятии законопроекта в первом чтении.

 

Другой федеральный чиновник вспоминает, что депутаты еще осенью разработали поправки в закон, снижающие бонус, но ждали удобного момента для его принятия. Он наступил 29 января, когда президент Владимир Путин заявил, что рост цен зачастую необоснован: «Мы знаем с вами хорошо о росте цен, и далеко не всегда ссылки на то, что происходит во внешней среде и у нас в экономике, обосновывают тот рост, который мы наблюдаем». Через две недели совет Госдумы назначил комитет по экономической политике ответственным за подготовку законопроекта в первом чтении. А 15 мая комитет рекомендовал принять законопроект.

«Мы писали письмо в поддержку этих поправок, и считаем, что такие изменения необходимы», – рассказывает предправления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. Осенью союз подготовил для депутатов аналитическую записку, из которой следовало, что в некоторых случаях размер отчислений сетям от производителей алкоголя доходит до 50%: кроме разрешенного законом бонуса 10% поставщикам предлагается контракт на продвижение в размере  25-40% от стоимости товаров. Также СПАП попросил депутатов вывести из базы для начисления ретробонуса косвенные налоги – акциз и НДС (подробнее о конфликте производителей алкоголя и сетей - см. справку).

 

Пошли на мировую

Конфликт ритейлеров и производителей алкоголя три месяца назад вышел в публичное пространство – СПАП вместе с «Синергией» и Roust пожаловались в ФАС на «Дикси», назвав  ретробонусы ритейлера завышенными. Вскоре «Диски» вывела из своего ассортимента продукцию обеих компаний, объяснив это желанием развивать собственные марки. Но 15 мая компании сообщили о примирении и отказе от взаимных претензий. «Разногласия, возникшие между партнерами, урегулированы, в связи с этим обращение в ФАС, подписанное алкогольными компаниями, будет отозвано», – говорилось в совместном заявлении. Из квартального отчета Roust следует, что переговоры с топ-10 ритейлеров стали одной из причин спада продаж в России – по итогам I квартала они снизились на 33% в натуральном выражении. В пресс-релизе Roust также приводятся слова ее основателя и председателя совета директоров Рустама Тарико об успешном окончании переговоров "с ключевыми торговыми сетями по условиям сотрудничества в 2015 году".

Торговые сети направили в правительство письмо, где сказано, что снижение бонуса с 10% до 3% для них критично — они будут вынуждены отказаться от строительства новых магазинов и, возможно, поднять отпускные цены, рассказывает чиновник, участвующий в обсуждении законопроекта.

«Чего мы добьемся? Нельзя убивать розницу, а равный доступ поставщиков к полкам — это утопия, такого нет нигде в мире», — критикует депутатский законопроект собеседник Forbes.

 

В апреле на совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова и вице-премьера Аркадия Дворковича было предложено развивать институт третейских споров между ритейлерами и поставщиками. В ближайшее время должна быть подготовлена концепция такого суда, сообщали «Ведомости» со ссылкой на председателя правления Национального союза производителей молока и бизнес-омбудсмена по торговле Андрея Даниленко.

Против законопроекта выступило не только правительство, но и государственно-правовое управление (ГПУ) президента, рассказывают двое федеральных чиновников. По словам одного из них, правительство надеется на доработку законопроекта ко второму чтению.

В законопроекте сохранились положения, против которых активно выступает бизнес-сообщество и которые могут нести негативные последствия для продовольственной безопасности, ценовой стабильности и бездефицитного снабжения страны, передал через пресс-службу президент «Дикси» Илья Якубсон. Представители сетей «Магнит» и «Окей» отказались от комментариев.

Нажмите для увеличения

Законопроект будет дорабатываться с учетом позиции правительства, ГПУ, экспертного управления президента, поставщиков и ритейлеров, обещает председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновациям и предпринимательству Анатолий Аксаков. В том числе возможна корректировка нормы, снижающая бонус с 10% до 3%, при этом есть и более радикальные предложения об отмене этого бонуса вовсе, отмечает он. По словам Аксакова, депутаты планируют принять законопроект во втором и третьем чтениях до конца этой сессии, но если будет необходимо, то возможен перенос и на осень. «Торопиться не будем, нужно скрупулезно работать, чтобы никому не навредить», — отмечает Аксаков.

 

Пресс-секретарь Ирины Яровой Олег Жданов также говорит, что законопроект будет дорабатываться. На пленарном заседании Госдумы Яровая заявила, что действующую норму, которая устанавливает максимальный бонус 10%, нужно снижать.

Нажмите для увеличенияСети хотят сохранить свою доходность, поэтому вокруг законопроекта разворачивается такая борьба, считает один из авторов документа, сенатор от Курганской области Сергей Лисовский: «Если раньше нарушения закона были для них не фатальны, то теперь они будут вынуждены подходить внимательнее ко всем практикам. Всех вопросов, понятно, не решить, но в том, что это серьезно улучшит позицию производителей, уверен». То, что депатуты приняли законопроект в первом чтении вопреки позиции исполнительной власти, Лисовского не смущает: «Это я считаю венцом демократии, потому что правительство должно исполнять, что ему говорят законодатели. То, что у нас произошла эта ситуация на таком законе, очень важном и нужном, где много интересантов, говорит о том, что мы входим в нормальное демократическое русло».

«Законопроект в том виде, какой предлагает депутатский корпус, получился ни вашим, ни нашим», — прокомментировал Андрей Даниленко Forbes возможное снижение бонуса. «Поставщики имеют разные условия, а это не учтено. Некоторые производители, например новички, заинтересованы в мотивировании сети, другим маркетинговые услуги за допбонусы выгодны, это устойчивая система взаимоотношений. Возможные последствия ломки этих взаимоотношений — увеличение себестоимости и повышение цен», — предупреждает бизнес-омбудсмен по торговле. По его мнению, лучше сформировать реестр добросовестных практик, следить за их соблюдением через СРО и вообще отказаться от ретробонусов.

При участии Ирины Телицыной, Ивана Васильева и Игоря Ухарова

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+