К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Мягкая сила: как Google дважды победила Samsung с помощью Motorola

фото Reuters
фото Reuters
Американский интернет-гигант умело остудил пыл южнокорейской корпорации, которая с помощью собственной операционной системы готовилась покончить с гегемонией Android. Сколько это стоило Google?

Южнокорейская Samsung Electronics в последние годы закрепила за собой статус безусловного рыночного гиганта. Со штатом в 427 000 человек, $270 млрд выручки и $600 млрд активов корпорация разветвилась уже на 80 бизнес-подразделений. И тем не менее она дважды уступила в стратегических схватках Google Inc. — причем в качестве оружия американский конкурент всякий раз использовал компанию Motorola.

Почему?

Операционная система Android доминирует на рынке мобильных устройств с долей выше 80%. Казалось, этот факт делает Google и Samsung естественными союзниками. Именно корейский производитель стал главной движущей силой экспансии Android и способствовал установке софта от американского интернет-гиганта на большинство смартфонов и планшетов по всему миру.

Проблемы начались, когда Samsung захотел получить дополнительные бонусы от альянса с Google. Для корпорации оказалось недостаточно статуса крупнейшего мирового производителя Android-устройств — она решила максимально дистанцироваться от принесшей ей успех ОС, а следовательно, дистанцироваться от ассоциаций с Google. Так на свет появилась мобильная прошивка TouchWiz — собственная разработка корейцев, которая, «размазывая» архитектуру Android, сделала пользовательский интерфейс от американского конкурента практически неузнаваемым. Потребители подсознательно все реже вспоминали о цепочке Samsung — Android — Google.

 

Дальше — больше. Samsung начала последовательно замещать отдельные ключевые элементы софта на собственные приложения — экран набора номера, календарь, почтовый клиент, список контактов, центр уведомлений, музыкальный и видеоплееры, голосовой контроль и т. д. И TouchWiz, и другие продукты производителя преимущественно получали вал негативных отзывов и упреков в замедлении работы Android, нерачительном расходовании памяти устройств и общей бессмысленности при существующих аналогах от Google, доказавших свою эффективность.

Но Samsung критика не останавливала. Наступление TouchWiz продолжилось на «умных телевизорах» — еще одном рыночном сегменте, в котором доминирует корейская компания. А вскоре производитель объявил о разработке прямого конкурента Android — мобильной ОС Tizen. Изначально построенная на интерфейсе TouchWiz система должна была показаться интуитивно знакомой давним пользователям устройств Samsung. Долгосрочная стратегия производителя стала понятна: перевести многомиллионную армию покупателей на собственную систему так, чтобы те не заметили подмены. Для Google пришло время контратаковать.

 

Galaxy S4 - последний флагман Samsung, переосмысливающий архитектуру Android

Как?

Ответ на этот вопрос звучит просто — с помощью Motorola. 15 августа 2011 года Google объявила о покупке производителя смартфонов Motorola Mobility за $12,5 млрд кешем. Вместе с компанией поисковый гигант заполучил портфолио более чем из 20 000 патентов на мобильные технологии. При этом покупатель не уставал заверять рынок, что сделка никак не скажется на его отношениях с привычными контрагентами, использующими Android на своих устройствах.

Вряд ли Google рассчитывал на доверчивость партнеров — и их невнятная реакция на появление у разработчика Android собственного сильного подразделения по производству смартфонов и планшетов лишь укрепила подозрения в развязывании подковерной войны. Если бы Google захотел стать лидером на рынке, он бы им определенно стал. С козырем в виде Android и гигантской денежной подушкой корпорация легко навязала конкуренцию вчерашним союзникам.

 

Google действовал наверняка: компания последовательно наводняла рынок все новыми мобильными устройствами на базе «оригинальной» Android, пока другие производители (читай: Samsung) не оставили затею с маскировкой системы под собственную разработку. Интернет-гигант дал ясно понять, что в состоянии и самостоятельно производить конкурентоспособное «железо», запустив успешную линейку Nexus и обновив флагманские смартфоны Motorola.

И Samsung сдался. 27 января 2014 года Google и Samsung подписали глобальное патентное соглашение сроком на десять лет. Корейская корпорация согласилась менее активно применять в интерфейсе смартфонов и планшетов элементы TouchWiz, сделать акцент на «родных» приложениях Android вместо их альтернативных версий собственного производства и отказаться от разработки еще более автономного интерфейса Magazine UX. Спустя два дня Google объявила о продаже Motorola Mobility китайской Lenovo. Логика очевидна.

У председателя совета директоров Google Эрика Шмидта нет причин быть недовольным покупкой и продажей Motorola

Последствия

Samsung проиграл Google дважды.

Во-первых, несмотря на масштаб бизнеса и доминирование на Android-рынке, компания согласилась после шага вперед сделать два назад. Корейцы вернулись на те же позиции, что занимали несколько лет назад. Они добровольно отказались от заигрываний с дизайном Android, внедрения собственных приложений и сжигания мостов с софтом от Google. Утечки о спецификациях следующего флагманского смартфона Samsung Galaxy S5 подтверждают: компания остается верна своему слову и встраивает в гаджет практически нетронутую версию Android.

 

Во-вторых, мечтам о постепенном и безболезненном внедрении Tizen не суждено сбыться — по крайней мере, в обозримой перспективе. Учитывая, что Google убедил Samsung отказаться от «мимикрии» под Android, подготовить пользователей к смене операционной системы теперь будет сложно. Чтобы Tizen стала успешной, корейскому производителю теперь нужно продолжать зарабатывать деньги, а не пытаться обвести американского партнера вокруг пальца.

В конечном итоге эта игра в перетягивание каната оказывается полезна для пользователей. Владельцы Android-устройств получают свободу маневра и могут легко менять производителей по мере того, как операционная система от Google совершенствуется и становится быстрее, эффективнее и экономичнее. Еще одни победители в войне Samsung и Google — небольшие по масштабу производители гаджетов, которые теперь находятся в равных условиях с могущественной корейской корпорацией.

А что насчет того, будто Google потеряла на покупке и продаже Motorola $10 млрд? Это миф, рожденный официально озвученными суммами в $2,91 млрд (столько Lenovo выложила за Motorola) и $12,5 млрд (столько за Motorola заплатила Google в 2012 году). Сюда стоит прибавить $3,2 млрд кеша Motorola, $2,4 млрд отложенных налоговых активов и $2,5 млрд, вырученные от продажи двух независимых подразделений компании в 2013 году. Даже с учетом $2 млрд убытка Motorola за время владения Google, интернет-гигант, выходит, заплатил всего $3 млрд за самые ценные активы: портфолио патентов и первоклассную R&D-лабораторию, стоимость которых оценивается в $5,5 млрд.

Хорошая комбинация, Google.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+