К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Второй телевизор: как сервис Shazam потратит деньги Карлоса Слима

Карлос Слим
Карлос Слим
Музыкальное приложение привлекло $40 млн инвестиций от одного из богатейших людей мира и готовится к телевизионной экспансии — для монетизации бизнес-модели накануне IPO

Популярное мобильное приложение для распознавания музыки Shazam на этой неделе обзавелось неожиданным инвестором: мексиканец Карлос Слим, владелец телекоммуникационной империи America Movil и в недавнем прошлом богатейший человек планеты по версии Forbes, вложит в сервис $40 млн. Бизнесмен, состояние которого оценивается в $73 млрд, частично выкупит доли нынешних совладельцев, но «внушительную часть средств» передаст на развитие Shazam, говорит новый гендиректор компании Рич Райли.

Shazam. Цифры и факты

Год основания: 1999.

География: Лондон.

 

Охват: 200 государств.

Инвесторы: Kleiner Perkins, America Movil, венчурные фонды Кремниевой долины.

 

Сумма привлеченных инвестиций: $72 млн.

Выручка: $32,6 млн.

Аудитория: 350 млн пользователей мобильных устройств.

 

Темп роста аудитории: 2 млн новых пользователей в неделю.

Аудитория, обращающаяся к Shazam хотя бы раз в месяц: 70 млн пользователей.

Число «распознающихся» тэгов: 10 млн в сутки.

Общее число тэгов: 5 млрд.

Сумма, которую тратят в iTunes и Spotify пользователи Shazam: $300 млн в год.

 

Сколько пользователей хотя бы раз использовали Shazam для коммуникации с телевидением: 85%.

Сколько пользователей не реже раза в месяц используют Shazam для коммуникации с телевидением: 75%.

Сколько пользователей не реже раза в неделю используют Shazam для коммуникации с телевидением: 54%.

Деньги Слима — ключ для выхода сервиса на новый уровень. Приложение, которое начинало с помощи пользователям в распознавании песен, названия которых те не знают или не могут вспомнить, теперь обзавелось новыми амбициями. Shazam развил свои способности в верификации аудиозаписей до такой степени, что готов пробовать силы в другом медиа — телевидении. Сегодня сервис аккумулировал базу данных из 30 млн музыкальных треков и телешоу, приводит Райли статистику.

 

Shazam уже умеет считывать аудио с ТВ-программ и рекламы, транслируемых по 160 каналам в США. Распознавая контент, приложение может снабдить пользователя дополнительными деталями, вроде актерского состава шоу или специальных предложений от рекламодателей. Слим, несомненно, видит потенциал Shazam как рекламной площадки для America Movil и других своих компаний.

«Со Слимом и America Movil нас свели Kleiner», — рассказывает Райли. Kleiner Perkins Caufield & Byers — венчурный гигант Кремниевой долины — возглавил первый раунд инвестиций в Shazam на $32 млн в 2011 году и помог пригласить Райли на пост CEO. «Наше сотрудничество носит совершенно естественный характер. America Movil — ведущий мобильный оператор в Латинской Америке. Они отлично разбираются в технологиях, что помогает им по достоинству оценивать Shazam», — объясняет глава Shazam.

Латинская Америка — один из самых стремительно растущих рынков смартфонов. Партнерство с местным телекоммуникационным гигантом, по мнению Райли, может помочь Shazam стать одним из предустановленных приложений на мобильные устройства, которые продаются в сети Слима по всему региону.

На что будут тратиться деньги миллиардера? Райли говорит, что в планах – «усилить телевизионное направление и техническое обеспечение», а также договориться о сотрудничестве с как можно большим числом рекламных агентств. «Мы быстро растем в показателях количества пользователей и базы аудио, а оба этих направления требуют регулярного совершенствования инфраструктуры», — отмечает глава Shazam. Сервис действительно может похвастать внушительной аудиторией — 350 млн человек, из которых 100 млн проживают в Штатах. Активных пользователей у Shazam — 70 млн в месяц.

 

Первоначально Shazam монетизировал свою бизнес-модель через посредничество: при распознавании композиции пользователь получал ссылки на магазин iTunes или стриминговый сервис Spotify. Райли уверяет, что благодаря «брокерским» услугам сервиса объем продаж цифровой музыки в прошлом году подрос на $300 млн. Комиссию приложения с этой суммы глава Shazam не раскрывает. По данным The Daily Telegraph, в финансовом году, который завершился в июне 2012 года, Shazam получил убыток $4,5 млн при выручке $32,6 млн, а годом ранее — убыток $416000 при выручке $24 млн.

Теперь сервис планирует зарабатывать на рекламе, причем сразу на двух «фронтах»: первый — мобильная реклама, которая показывается на экране смартфона внутри приложения, второй — телереклама, которую пользователи распознают через Shazam.

Телевизионные рекламодатели могут вносить установленную таксу $100 000 за включение своих роликов в число тех, что приложение будет дополнительно рекомендовать пользователям. Райли демонстрирует пример — совместную кампанию с Jaguar. Если пользователь загружает приложение по время телерекламы автопроизводителя, Shazam предлагает ему заглянуть в салон машины. Все дополнительные ходы — своего рода реклама «второго уровня» — разрабатываются сервисом совместно с рекламными агентствами.

Shazam, таким образом, двигается в сторону так называемых приложений «второго экрана» (second screen). Это сервисы, способные стать продолжением телевидения благодаря спросу зрителей на дополнительную информацию о том, что они только что увидели на телеэкранах. Первопроходцем на поле second screen в свое время стал Twitter. Сервис микроблогов с помощью механизма хэштегов сполна удовлетворил аппетит телеаудитории в моментальных реакциях на ТВ-контент через экраны смартфонов. Shazam, чтобы добиться такого же результата, еще предстоит обзавестись сравнимым социальным функционалом.

 

Райли с этой задачей согласен: «Я хочу, чтобы Shazam стал самым простым способом поделиться с друзьями песней, телешоу или рекламой. На смену трем кликам «копировать, вставить, отправить письмо» приходит схема «распознать, поделиться, обсудить». Некоторые детали социальных приложений в сервис уже внедрены — лента активности друзей, самые популярные распознаваемые композиции и музыкальная геолокация: на карте можно увидеть, в каких регионах какие песни слушают чаще всего. Телевизионный контент вскоре тоже будет «социализирован» в рамках Shazam, обещает глава компании.

Что если пользователи не захотят нажимать кнопку приложения всякий раз, когда будут видеть на экране интересное телешоу или рекламу? Райли делает ставку на новые детали, вроде доступной в версии Shazam для iPad функции «автотегов». При ее активации микрофон смартфона постоянно работает при включенном телевизоре и считывает всю аудиоподложку, сортируя ее в список.

Успех модели пассивной коммуникации отнюдь не гарантирован. Райли называет автотеги «маркером всего, что вы видите». К примеру, функцию можно подключить, когда вы отправляетесь в ночной клуб или бар, и на выходе получится полноценный плейлист вечера. «Это определенно всерьез повлияет на наш масштаб, — рассуждает глава сервиса. — Люди сегодня нажимают кнопку Shazam 15 млн раз в сутки. Представьте себе, насколько вырастет это число, если приложение будет работать в автоматическом режиме».

Райли возглавляет Shazam всего 10 недель и до сих пор излучает оптимизм в отношении перспектив превращения недавнего стартапа в полноценную медиакомпанию. До прихода в сервис распознавания звуков топ-менеджер 14 лет взбирался по карьерной лестницу в Yahoo, где добрался до должности руководителя отдела продаж со штатом подчиненных в несколько сотен человек. Предыдущей работы он лишился в рамках затеянной Мариссой Майер кадровой революции, но недолго оставался невостребованным — команда Kleiner Perkins быстро подыскала Райли подходящую позицию. «Поначалу я не был уверен в том, стоит ли соглашаться, — слишком мало был знаком с музыкой и музыкальной индустрией», — говорит CEO теперь. В этой должности он сменил сооснователя и многолетнего гендиректора Shazam Эндрю Фишера, который перебрался в кресло председателя совета директоров.

 

Глава компании объясняет, что в Shazam его привлекла не только уникальная модель взаимодействия с потребителями, но и невероятно широкие перспективы роста. На новом этапе компанией будут востребованы его профессиональные навыки: при Райли европейское подразделение Yahoo выбралось из убыточности и научилось генерировать прибыль за несколько лет. Монетизация — главная задача Shazam в преддверие IPO, намеченного на 2014 год. На размещении, которое состоится в Нью-Йорке или Лондоне (в британской столице находится головной офис Shazam), компания ожидает оценки инвесторов в $1 млрд. «Нам весело двигаться в этом направлении», — резюмирует глава Shazam.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+