Владимир Якунин - Forbes: "Планирую покинуть РЖД"
Президент РЖД Владимир Якунин планирует покинуть компанию. «Да, это правда. После выборов планирую оставить пост», — сказал Якунин Forbes в ответ на вопрос, действительно ли он согласился стать сенатором от Калининградской области и планирует ли он оставить должность президента РЖД.
Выборы губернатора Калининградской области назначены на 13 сентября. На 14 сентября запланировано заседание совета директоров РЖД, говорит источник, близкий к компании. По его словам, повестка заседания совета рассылается его участникам за 10 дней.
О том, что врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов выдвинул Якунина кандидатом в сенаторы от области, стало известно в понедельник, 17 августа. «Ведомостям» Цуканов назвал Якунина другом Калининградской области и сообщил, что несколько раз просил его «пристальнее посмотреть» на регион. «В начале предвыборной кампании я обратился к Владимиру Ивановичу [Якунину], когда решался вопрос о кандидатурах в сенаторы. Он сейчас дал [положительный] ответ», — процитировал Цуканова «Интерфакс».
По словам источника в РЖД, все топ-менеджеры компании узнали о возможной отставке Якунина в понедельник из СМИ.
Сам Якунин находится в отпуске и пока подчиненным ситуацию не объяснил, отмечает собеседник Forbes.
«Если отставка действительно состоится, то, значит, за последние дни случилось что-то серьезное, что-то пошло не так», — говорил источник за несколько часов до подтверждения Якуниным информации о своей отставке.
Новый контракт с Якуниным правительство заключило год назад и сразу на 5 лет. По словам нескольких федеральных чиновников, добро на заключение нового контракта долгое время не давали президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. «Поэтому у многих складывалось мнение, что идет поиск кандидата на должность главы компании и контракт с Якуниным не продлят: он достиг пенсионного возраста плюс компания работает не самым эффективным образом», — рассказывал один из чиновников. Однако в июле 2014 года президент поручил продлить контракт. «Видимо, для отставки было не самое лучшее время — во время санкций и острой критики Якунина со стороны Навального президент решил своего давнего соратника не сдавать», — говорил федеральный чиновник.
Якунин и РЖД
Владимир Якунин возглавил «Российские железные дороги» в 2005 году. Компания была создана на базе ликвидированного Министерства путей сообщения для реформирования железнодорожной отрасли: создания конкурентного рынка, разделения грузовых и пассажирских перевозок, привлечения частного капитала. Предполагалось, что к 2010 году государственная РЖД будет получать деньги только за пользование железнодорожными путями и инфраструктурой, а основные перевозки будут осуществлять частники.
Добиться этого не удалось и к 2015 году. На РЖД сегодня, например, приходится лишь 0,1% пассажирооборота в пригородном направлении. 99,7% перевозок осуществляют «дочки», на частные компании приходится лишь 0,2%. Самый заметный частный игрок на этом рынке — «Центральная пригородная пассажирская компания», совладельцем которой являются структуры Искандера Махмудова и его партнеров. Им же принадлежит доля в «Трансмашхолдинге», который при Якунине стал главным поставщиком подвижного состава для РЖД (в 2014 году компания выиграла тендеры на поставку и обслуживание 1008 локомотивов на 150 млрд рублей). Махмудов с партнерами совместно с РЖД создавали и запускали «Аэроэкспресс», выиграли конкурс на перевозку пассажиров по Малому кольцу Московской железной дороги.
Рейсы дальнего следования за редким исключением выполняет «дочка» РЖД — «Федеральная пассажирская компания».
Самым ярким результатом реформы грузовых перевозок стал конкурс по продаже в октябре 2011 года «Первой грузовой компании» (ПГК), которая оперировала крупнейшим парком грузовых вагонов в стране (22% от общего количества). 75% минус 2 акции ПГК за 125,5 млрд купила «Независимая транспортная компания» Владимира Лисина. Впрочем, рынок грузовых перевозок был конкурентным и до прихода Владимира Якунина на железную дорогу — частные операторы стали появляться еще в конце 1990-х. Правда, при этом они до сих пор зависят от тарифов и условий РЖД. Например, от локомотивов: операторы уже давно требуют передать локомотивную тягу им, но она по-прежнему остается у госкомпании. Скорость доставки грузов снизилась с 40,2 км в час в 2005 году до всего лишь 37,7 км в час в 2014 году.
С Якуниным на российской железной дороге появились скоростные поезда.
В 2009 году скоростные «Сапсаны» начали курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом, в конце 2010 года — «Аллегро», между Москвой и Хельсинки. Новых путей для скоростного движения строить не стали, поэтому пришлось все грузовые поезда пустить в обход, что увеличило путь грузов между Москвой и Санкт-Петербургом с 660 до 1110 км.
Запускать скоростное движения на специально построенной высокоскоростной магистрали, как это принято в мире, решили по маршруту Москва — Казань. Инвестиции в проект составят более 1 трлн рублей. В июне 2015 года Владимир Якунин сообщил, что на проектирование магистрали уйдет два года, на строительство — пять лет. При этом глава РЖД высказал сомнение, что запуск проекта он застанет на своем нынешнем посту.
Якунин и его доходы
За 10 лет работы президентом РЖД Якунин мог заработать приличную сумму. Только за два года (2012-й и 2013-й), по оценке Forbes, его компенсация могла составить $30 млн ($15 млн за каждый год). По результатам 2013 года он оказался на девятом месте среди других высокооплачиваемых топ-менеджеров в рейтинге.
Сам Якунин на запросы Forbes о его годовом вознаграждении ни разу не ответил. Он не собирался публично раскрывать свои доходы даже после выхода в декабре 2014 года специального постановления правительства, которое обязывало его и руководителей ряда других госкомпаний сделать это. Глава РЖД объяснил свой отказ заботой о безопасности семьи.
Официально его заработки в РЖД не раскрыты до сих пор, но какая-то информация все-таки появилась. На селекторном совещании РЖД в июне 2015 года Якунин заявил, что его зарплата составляет 4 млн рублей в месяц. В интервью Forbes он уточнил, что цифра варьируется в пределах от 4 млн рублей до 5,5 млн рублей в месяц, сумма зависит «от командировок и прочих показателей».
Со слов Якунина получается, что за год он зарабатывает от $1,5 млн до $2 млн. Если внимательно изучить отчетность РЖД, эти цифры выглядят невероятными.
По данным за 2013 год, все члены правления получили в качестве вознаграждения $56,3 млн. В состав правления РЖД в тот год входило 24 человека. Это значит, что каждый из них получил в среднем по $2,34 млн. При этом ни в одной крупной российской компании, по словам хедхантеров, не бывает так, чтобы больше 10 топ-менеджеров зарабатывали за год более $1 млн. В этом случае на первую десятку самых высокооплачиваемых членов правления приходится в среднем по $4 млн. По этой логике сумма вознаграждения Якунина вырастет до $15 млн, которые фигурируют в рейтинге Forbes.
Кто вместо Якунина
В июне 2013 года информационные агентства сообщили со ссылкой на пресс-службу правительства об отставке Якунина и назначении на его должность первого вице-президента компании Александра Мишарина. Однако спустя час пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова заявила, что сообщение в информагентства разослали хакеры. Сам Якунин в момент несостоявшейся отставки ужинал с президентом и ел глухаря. Сообщение об отставке он назвал «спланированной акцией». Через несколько месяцев Якунин говорил, что узнал, кто стоит за этой акцией, но имен называть не стал.
Опрошенные Forbes федеральные чиновники и сейчас называют Мишарина одним из претендентов на место Якунина.
Среди других кандидатов также называют вице-премьера правительства Аркадия Дворковича и председателя совета директоров РЖД, управляющего партнера фонда Altera Capital Кирилла Андросова.
«Вспомните историю 2014 года, когда кандидатуру Якунина долго не могли согласовать. Именно Андросова называли самым вероятным преемником», — отмечает федеральный чиновник.
Представитель правительства, пресс-секретари вице-премьеров Игоря Шувалова и Аркадия Дворковича от комментариев отказались. Получить комментарий Андросова не удалось.