Автогол: чего стоит опасаться России при подготовке к ЧМ-2018 по футболу
«Никто никого не обманывал» — так вице-премьер Дмитрий Козак в кулуарах Петербургского экономического форума отвечал на вопрос, почему олимпийские инвесторы не могут расплатиться с банками и почему разоряются подрядчики Олимпиады. Официально зимняя Олимпиада в Сочи признана успешной и даже прибыльной. Можно начинать готовиться к Чемпионату мира — 2018, который тоже пройдет в России.
Исследователи раз за разом приходят к выводу, что крупные спортивные мероприятия не окупают потраченных на них денег. Однако это не мешает правительствам снова и снова азартно биться за право подвергнуть свою страну испытанию гигантскими расходами и стройками, горящими сроками, въедливыми инспекциями ФИФА и МОК, наплывом сотен тысяч иностранцев. Большинство стадионов в России должны быть сданы за три года до старта Кубка конфедераций, то есть к 2017 году. По текущей оценке Минэкономразвития, Россия потратит на ЧМ-2018 около $20 млрд; по итогам, возможно, получится гораздо больше. И кратный рост смет не единственная головная боль для хозяев. Чемпионаты никогда не проходят гладко.
Колумбия
Год: 1986 (в итоге чемпионат прошел в Мексике)
Проблемы: партизанские войны, наркокартели, захват заложников
Колумбия выиграла право принять у себя Чемпионат мира 1986 года за 12 лет до самого события. Год голосования в Цюрихе, 1974-й, был последним годом президентства Мисаэля Пастрана Борреро из колумбийской партии консерваторов. Пастрана Борреро был уверен, что если развернуть по всей стране крупномасштабное строительство спортивных объектов и инфраструктуры, это подстегнет экономику страны. Поэтому он приложил все силы, чтобы лоббировать заявку Колумбии в ФИФА.
Всенародной поддержкой курс Пастрана Борреро не пользовался. Во время его правления сформировалось повстанческое «Движение 19 апреля» (М-19), названное так в честь 19 апреля 1970 года, когда Пастрана Борреро выиграл выборы — в результате фальсификаций, как считали участники движения. М-19 было популярно и проводило самые разнообразные акции, начиная с относительно невинных (партизаны выкрали меч знаменитого борца за независимость Латинской Америки Симона Боливара) и заканчивая вполне серьезными — в 1980 году боевики М-19 захватили посольство Доминиканы и два месяца удерживали в заложниках высокопоставленных лиц. М-19 стала второй по величине повстанческой группировкой в Колумбии после коммунистической РВСК, участники которой с 1964 года укрывались в горах и вели партизанскую войну. До футбола ли в такое время?
Пока армия и полиция боролись с партизанами, набрали силу многочисленные наркокартели, и по стране прокатилась волна убийств и похищений.
Очень быстро рос государственный долг. Строительство стадионов и инфраструктуры катастрофически затягивалось. В конце концов в 1982 году президент Белисарио Бетанкур выступил с телеобращением: Колумбия не имеет финансовой возможности принять чемпионат. «Нам предстоит очень много сделать, и у нас нет времени угождать причудам ФИФА и ее членов», — заявил президент.
В 1983 году, всего за три года до мундиаля, страной, которая примет чемпионат, поспешно назначили Мексику. Основные спортивные объекты сохранились с предыдущего чемпионата мира, который проходил там в 1970 году. За восемь месяцев до начала турнира в Мексике произошло землетрясение, погибло более 10 000 человек, однако все стадионы уцелели и чемпионат состоялся.
ЮАР
Год: 2010
Предполагаемые госрасходы (оценка 2003 года): $308 млн
Фактические госрасходы: $5,1 млрд
Стадионы: 5 новых и 5 реконструированных
Проблемы: забастовки, убийства, коррупция
Сколько человек работают на строительстве стадионов и инфраструктуры, когда страна готовится принять крупное спортивное мероприятие вроде чемпионата мира по футболу? В июле 2009 года президент ЮАР Джейкоб Зума мог дать более-менее точный ответ на этот вопрос: более 70 000 строителей, занятых на спортивных объектах, забастовали. Многотысячная толпа вооруженных палками людей вышла на улицы Йоханнесбурга, рабочие требовали увеличить им зарплату на 13%, в противном случае угрожали не расходиться до 2011 года, то есть сорвать чемпионат. К переговорам с профсоюзами подключились чиновники ФИФА и оргкомитет. Через неделю рабочие вернулись на свои места, добившись повышения зарплаты на 12%.
Забастовка не была единственной проблемой африканского чемпионата — серьезную опасность представляла коррупция при распределении денег и строительных подрядов.
Особенно ярко это проявилось в истории строительства стадиона «Мбомбела» в городе Нелспрейт (другое название Мбомбела). Участок земли под стадион площадью 118 га местные власти выкупили у фермеров за 1 ранд (около 10 центов). Местные жители протестовали, позже сделка была оспорена в судах и городу пришлось заплатить 8,7 млн рандов (около $1 млн).
В 2006 году контракт на строительство стадиона «Мбомбела» выиграла компания Lefica Emerging Equity, принадлежащая сыну основателя одного из крупнейших африканских футбольных клубов «Кайзер Чифс» Бобби Мутангу и его партнерам. В 2008 году спикер местного парламента Джимми Молэла обвинил компанию Мутанга в подделке документов, необходимых для заключения контракта, и мошенничестве. Он пытался добиться расторжения контракта с компанией Мутанга. В январе 2009 года Молэла застрелили в его собственном доме.
Владельцев Lefica поддерживало местное отделение правящей партии Африканский национальный конгресс, поэтому дело против них возбудили только через три года, в 2012-м. Впрочем, суд не счел собранные следствием доказательства их вины исчерпывающими и через два года Мутанг и его партнеры вышли на свободу.
Бразилия
Год: 2014
Предполагаемые госрасходы: $3,6 млрд
Фактические госрасходы: $11,5 млрд
Стадионы: 7 новых и 5 реконструированных
Проблемы: массовые протесты
Никто не ожидал, что в Бразилии, где футбол по популярности далеко опережает все другие виды спорта, десятки тысяч людей выйдут на улицы, чтобы протестовать против Чемпионата мира — 2014. Однако так и было: протестующие пробивались на территории стадионов, полиции приходилось арестовывать активистов и применять слезоточивый газ. На церемонии открытия Кубка конфедераций летом 2013 года президент Бразилии Дилма Русеф и президент ФИФА Сепп Блаттер были освистаны зрителями.
Старт ЧМ-2014 совпал с серьезным политическим кризисом в Бразилии.
В 2013 году в крупных городах на улицы выходило больше миллиона протестующих. Новости о растущем бюджете чемпионата совпали с повышением стоимости проезда в общественном транспорте — в Сан-Паулу, например, билет на метро и трамвай подорожал с 3 до 3,2 реала. Этого оказалось достаточно, чтобы свыше 100 000 жителей Сан-Паулу вышли протестовать против политики властей.
Дилма Русеф обещала, что все деньги, которые федеральный бюджет потратил на строительство и реконструкцию стадионов к чемпионату, вернутся — за счет платежей от частных компаний, которые будут этими стадионами впоследствии владеть и управлять. В России никто не обещает окупить государственные вложения. Правда, пока не было и массовых манифестаций с требованием призвать чиновников к ответу.