Если поговорка «что для одного мусор, то для другого — клад» нуждается в доказательствах, то корпорации General Motors определенно есть что предъявить.
Автогигант ежегодно зарабатывает фантастическую сумму в $1 млрд, повторно используя или перерабатывая материалы, в противном случае обреченные на утилизацию. Речь идет о самом широком ассортименте мусора, от стального лома и масел до картонных коробок и изношенных шин. Столь внушительный, хотя и трудно прогнозируемый доход GM получила в результате переосмысления своего подхода к процессу уничтожения промышленных отходов.
Бизнес компании не назовешь чистоплотным. Промышленные предприятия GM в одних только Соединенных Штатах ежегодно генерируют 7,6 млрд т безопасных для окружающей среды отходов, подсчитали эксперты Агентства по защите окружающей среды. Большая часть мусора отправлялась на свалки.
В компании с таким положением дел решили бороться. Отходы не должны превращаться в мусор, им всякий раз нужно подыскивать альтернативное применение или продавать их тем, кто это применение уже нашел, рассудили в GM. Благодаря этому подходу только в 2011 году автогигант разгрузил свалки на 2,5 млн метрических т выброшенных материалов, что эквивалентно 38 млн мусорных мешков.
Когда штамповочный пресс на заводе вырезает форму двери автомобиля из стального листа, остаются невостребованными пластины, удаленные под размещение окон. Обычно автопроизводители складывают эти отходы для последующей продажи сталелитейным компаниям и трансформации в металлолом. Такой путь переработки материала обходится дорого и не является энергоемким.
General Motors придумала стальным листам более эффективное и перспективное позиционирование на рынке. «Оконные» пластины компания напрямую продает местному производителю стали Blue Star Steel, который из них изготавливает оборудование для кондиционирования помещений и продает его. В выигрыше все: GM максимизирует стоимость промышленных отходов, Blue Star Steel экономит средства на покупке металлолома, а окружающая среда обходится без дополнительных выбросов парниковых газов.
По оценке аналитиков Two Tomorrows, в глобальном масштабе до 90% отходов производства GM сегодня проживает «вторую жизнь». 104 предприятия корпорации обходятся без свалок, из них 84 перерабатывают 97% собственного мусора, а остатки превращают в энергию. К 2020 году GM обещает довести число безотходных производств до 125.
В этой цели заложено не только благородное стремление к спасению планеты от загрязнения, но и четкие бизнес-ориентиры. Для толкования экономической целесообразности безотходного производства GM даже выпустила специальный документ, в котором подробно объяснила, какие финансовые преимущества от переработки промышленных отходов может извлечь для себя та или иная отрасль.
«Люди часто рассуждают о социально-экологической ответственности бизнеса, – говорит менеджер GM Джон Брэдберн. — Но по-настоящему важно осознание компаниями финансового аспекта деятельности по снижению объема вредных выбросов. Эта работа приносит прибыль, а значит, отвечает логике предпринимательства».
Экономия издержек всегда может быть достигнута при переосмыслении самой концепции переработки материалов или при обнаружении удобного контрагента, как в случае с Blue Star Steel. «Наша конечная продукция для кого-то другого всегда является сырьем», — подтверждает Брэдберн, который называет себя «современным защитником природы». По его словам, сегодня бизнес по-новому смотрит на процессы утилизации отходов.
На первых порах компаниям всегда потребуются инвестиции в улучшение менеджмента для успешного внедрения безотходных производств, говорит вице-президент GM Майк Робинсон. Автогиганту пришлось нанимать специальных управленцев на каждое предприятие для постоянного мониторинга процесса образования отходов. «Важно быть терпеливым, потому что со временем эти вложения окупятся за счет доходов от переработки мусора», — заверяет Робинсон.
Когда GM запускала свою программу в 2005 году, на каждую тонну утилизированных отходов приходилось около $10 инвестиций. Со временем эта цифра сократилась до 92 центов, а объем переработанных материалов увеличился более чем на 60%.
В руководстве компании ключом к эффективному использованию отходов называют управление всеми побочными продуктами с помощью единой электронной системы сопровождения. Каждый завод в ежемесячном режиме отслеживает и вносит в централизованный реестр результаты своего участия в достижении корпоративных целей. Корпорация сразу может поощрить передовиков внедрения новых практик безотходного производства и вовремя передать их опыт отстающим. GM также создала сильную сеть поставщиков и контрагентов, нацеленных на участие в программе переработки промышленных отходов автогиганта.
Вот лишь несколько примеров того, как используются остатки производства GM:
— картон используется при изготовлении звукопоглощающего материала для обшивки потолка салона седанов Buick Lacrosse и Verano;
— пластик с завода GM в Форт Уэйне смешивается с другими материалами и используется для изготовления кожуха радиаторов для моделей Chevrolet Silverado и GMC Sierra;
— экспериментальные шины с завода GM в Милфорде измельчаются и используются в производстве воздухозаборников и гидроизоляции;
— деревянные поддоны, списанные с конвейера, используются в строительстве домов;
— алюминиевая стружка от производства механической коробки передач плавится и вновь идет в ход;
— остатки масел на заводах GM используются для производства пластиковых материалов, которые идут в ход при создании грузовых контейнеров, способных выдержать компоненты двигателей Chevrolet Volt и Cruz;
— растворители, которые GM использует при окраске автомобилей, используются для производства краски, которая необходима компании при оформлении заводских цехов.
Конечно, не всякий сопутствующий автопроизводству продукт приносит GM дополнительную прибыль, но это и не единственный смысл утилизации отходов. Так, 250 транспортных ящиков с завода GM в Мичигане вместо отправки на свалку были использованы в качестве контейнеров под засадку овощами в городском саду на юго-западе Детройта. Местные жители в результате смогли сами вырастить экологически чистые продукты. Часть отходов производства звукоизоляционного материала GM идет на утепление спальных мешков, которые благотворительные организации Детройта раздают бездомным. Крышки аккумуляторов Chevrolet Volt превращаются в гнезда для уток и сов.
Удачным пиар-ходом GM стало участие в кампании очистки 227 миль побережья штатов Алабама и Луизиана от последствий аварии на нефтяной платформе BP в Мексиканском заливе. Собранная нефть автогиганту пригодилась для производства воздухозаборников электромобиля Chevrolet Volt.
Выручка GM от переработки отходов с 2007 года по 2010 год достигла $2,5 млрд. И хотя почти половина всех заводов компании сегодня работает по безотходной технологии, автопроизводитель все еще сталкивается с непреодолимыми барьерами при попытке распространения успешного опыта не только в других странах, но и в некоторых американских штатах. Всякий раз прогресс тормозит слабое качество инфраструктуры.