Контрактный производитель электроники Foxconn Technology Group в среду серьезно обрушил котировки акций Apple. Бумаги американской компании подешевели на 2,4% на фоне слухов о том, что ее ключевой азиатский партнер, крупнейший поставщик комплектующих для смартфонов и планшетов, продлил программу сокращения штата на китайских заводах до конца марта. Источники Financial Times это решение поспешили связать с замедлением спроса на iPhone 5.
Foxconn, работающая под торговой маркой Hon Hai Precision Industry, поспешила опровергнуть взаимосвязь новой волны увольнений и маркетинговых неудач Apple. В компании необходимость кадровой реструктуризации объяснили небывало высоким процентом рабочих, которые вернулись на производство после празднования Нового года по Лунному календарю. К примеру, на фабрике в Шэньчжэне более 97% сотрудников вышли после пятидневных каникул при обычном показателе в 80%. Пресс-секретарь Foxconn Луи Ву подчеркнул, что непопулярные меры «не относятся к деятельности какого-либо отдельного контрагента, а любые утверждения об обратном являются лживыми и недостоверными».
Мало кто из экспертов поверил официальной версии. Но суть дела, похоже, не только в проценте вернувшихся с каникул сборщиков iPhone и в падении продаж флагманского смартфона Apple. Причину китайских невзгод Foxconn следует искать в недавних заявлениях основателя и гендиректора компании Терри Гу о корпоративных инвестиционных планах.
В прошлый понедельник 62-летний миллиардер, чье состояние Forbes оценивает в $5,5 млрд, объявил, что новым полем промышленной экспансии Foxconn станет родной Тайвань. В обозримом будущем на острове могут появиться, по меньшей мере, три завода. Одновременно компания отказывается от ранее анонсированного плана расширения производства в китайском Шэньчжоу.
Эти процессы выглядят удивительно, если учитывать историю развития Foxconn. Гу основал компанию в 1970-х на Тайване и переместил производственные площадки в Шэньчжэнь в конце 1980-х. Спустя более чем 20 лет наблюдается обратная тенденция. И Тайвань не единственное направление экспорта производства из Поднебесной. Вскоре завод Foxconn на 10 000 рабочих мест откроется в Бразилии. С правительством Индонезии Гу ведет переговоры о финансировании программы строительства сети фабрик на $10 млрд.
Следующая важная веха для компании — развертывание производства в США. В Калифорнии и Техасе Foxconn уже собирает некоторые комплектующие для серверов. И компания продолжает «искать пути расширения производственных мощностей в Америке, потому что этот процесс соответствует ожиданиям потребителей».
Одним из этих потребителей, безусловно, является Apple. Гендиректор Тим Кук в декабрьском интервью рассказал об инвестировании $100 млн в производство компьютеров Mac в США до конца 2013 года. «Это не значит, что Apple сама займется сборкой, но мы будем работать с людьми и инвестировать наши деньги», — подчеркнул глава технологического гиганта.
Кук не привел никаких деталей, но несколько важных выводов из его заявлений можно сделать. Под словосочетанием «работать с людьми» глава Apple определенно имел в виду сотрудничество с Foxconn и перенос производственного процесса из Китая в США.
В то, что тайваньская компания, которая уверенно сохраняет статус крупнейшего работодателя в частном секторе КНР, готова покинуть насиженное место ради новых рынков, верится с трудом. В Китае трудятся около 1,5 млн из 1,6 млн сотрудников Foxconn, и выручка от фабрик в Мексике и Европе пока несравнима с тем денежным потоком, что сборщик электроники генерирует в азиатской стране. И все же будущее компании — вне границ Китая.
Почему вдруг Гу нужно покидать государство, которое сделало его богатым и знаменитым? Для начала, потому что в Китае растут зарплаты и недовольство рабочих, крепнет профсоюзное движение и ужесточается трудовое законодательство. Еще об одном важном факторе никто и подумать не мог три года тому назад: в Поднебесной вновь стали высоки политические риски. Пекин в последнее время взял за правило развязывать территориальные споры с соседями. Порой, как в случае с противостоянием с Японией из-за островов Сенкаку, Китай сам ставит себя в неловкое положение. Для Тайваня тема противостояния с КНР, который считает остров своей 34-й провинцией, актуальности не теряла никогда. IT-сектор от политических интриг зачастую страдает сильнее прочих — слишком сильна кооперация Китая с поставщиками компонентов из Японии и с Тайваня, и любые санкции ведут к нарушению производственных цепочек.
КНР регулярно воюет не только против соседей. С конца 2010 года Пекин боролся экономическими методами с компаниями из США, Евросоюза и Норвегии. В последнем случае — за Нобелевскую премию диссиденту Лю Сяобо. Досталось и импортерам лососевых.
Издержки от собственной невыдержанности Китай всегда может переложить на конечных потребителей или погасить из бюджетных резервов. Но неожиданные разрывы производственных цепочек могут попросту убить бизнес. К примеру, развязанная в прошлом сентябре кампания против японских товаров привела к внушительному ущербу для производителей и подорвала веру инвесторов в репутацию КНР как гаранта стабильного развития.
Пекин, к сожалению, критике внимает не слишком чутко. В октябре даже традиционно миролюбивое Министерство иностранных дел страны завело в своей структуре подразделение международной экономики, призванное вести торговые войны за геополитические интересы.
Компаниям в этих условиях не остается ничего иного, кроме как снижать зависимость от Китая. Экономические факторы массовому исходу бизнеса из страны, как ни странно, нисколько не противоречат.
В январе объем прямых иностранных инвестиций в КНР составил $9,3 млрд, на 7,3% меньше, чем в январе 2012-го. Это худшая динамика более чем за три года — с кризисного ноября 2009-го, когда показатель потерял 9,9%. И январский провал не случайность, это уже тенденция: совокупный объем инвестиций в 2012-м снизился до $111,7 млрд со $116 млрд годом ранее.
Поскольку зарубежные вложения в китайскую экономику всегда служили ключевым маркером для страны, их неуклонное сокращение провоцирует все более активные разговоры о коренном изменении в восприятии Поднебесной. И раз уж даже Foxconn решил строить заводы на Тайване и в США, на «мировой фабрике» точно что-то идет не так.