Прощай, отвертка: IKEA приобрела аналог Uber для сборки мебели на дому
Шведский производитель товаров для дома ИКЕА (№6 в рейтинге 50 крупнейших иностранных компаний в России Forbes) покупает стартап TaskRabbit, позволяющий находить специалистов по сборке мебели. Об этом сообщил 28 сентября портал Recode. Позднее сделку подтвердил президент и исполнительный директор группы ИКЕА Йеспер Бродин (занял этот пост в сентябре 2017 года). По его словам, приобретение позволит «намного облегчить жизнь покупателей». «Мы сможем научиться у TaskRabbit цифровым подходам, которые дадут нашим клиентам дополнительные варианты доступа к гибким и доступным услугам», — пояснил он.
Член совета директоров TaskRabbit и партнер фонда Shasta Ventures (один из инвесторов стартапа) Тод Фрэнсим считает, что это очень удачная сделка. «Большая часть нашей деятельности связана со сборкой мебели, в том числе ИКЕА, а также с услугами по ее доставке и переездам. И речь идет о невероятной синергии в обоих направлениях», — заявил он американскому Forbes.
В ИКЕА отметили, что сервис TaskRabbit, позволяющий клиентам нанимать фрилансеров для сборки купленной мебели, с ноября 2016 года тестировался в рамках пилотной программы в магазинах шведской компании в Лондоне. Теперь в планах распространить проект на магазины в США и в Великобритании. Позднее сервис станет доступен и в других странах.
Ожидается, что сделка, в рамках которой ИКЕА покупает TaskRabbit, будет закрыта в октябре 2017 года. Ее сумма не разглашается. В ходе привлечения финансирования в 2015 году TaskRabbit была оценена в $50 млн. По условиям сделки TaskRabbit будет развиваться как независимое подразделение Ikea Group и сохранит свою штаб-квартиру в Сан-Франциско. Исполнительный директор TaskRabbit Стейси Браун-Филпот сохранит свою должность. В компании в настоящее время работают 60 человек. Размер вложенных в нее денег от таких венчурных фондов, как Floodgate, Shasta Ventures и Lightspeed Venture Partners достигает $35 млн.
Платформа TaskRabbit помогает пользователям нанимать людей, которые помогли бы им собрать мебель, убрать дом, скосить траву на лужайке или выполнить другие подобные работы. Она работает по той же модели, что и служба вызова такси Uber, службы доставки продуктов Deliveroo и Hermes.
Стартап был создан в 2008 году. Его идея пришла в голову инженеру-программисту IBM из Бостона Лие Буск. Однажды вечером с мужем она собиралась в гости к друзьям, когда выяснилось, что дома закончился корм для собак, а все магазины поблизости были уже закрыты. Лия Буск поняла, что необходима интернет-платформа, где быстро можно найти человека поблизости, который оказал бы помощь. В тот же вечер она зарегистрировала домен для своей бизнес-идеи.
Несколько месяцев спустя Лиа Боск оставила работу в IBM и полностью занялась проектом. Сейчас услуги TaskRabbit доступны в 40 городах США и в Лондоне. Платформой пользуются более 60 000 независимых работников.
В последнее время немало ретейлеров, занимающихся традиционным бизнесом, обращают внимание на стартапы, работающие в цифровой сфере, рассчитывая, что новые технологии помогут их конкуренции с онлайн-магазинами. Американская Best Buy недавно запустила программу, которая направляет сотрудников в дома потенциальных покупателей, чтобы рекомендовать им бытовую технику и электронику. Одна из крупнейших в США торговых сетей Kohl's обещает в ближайшее время ввести при помощи Amazon в десятках своих магазинов услугу по найму специалистов по установке продаваемой техники.
Шведская компания ИКЕА была создана в 1943 году в Швеции 17-летним Ингваром Кампрадом. В 2015 году он занял 497 место в глобальном рейтинге миллиардеров Forbes. В настоящее время ИКЕА имеет 389 своих магазинов в 47 странах мира (из них 70% — в Европе). В 2016 году эти магазины, где продаются 9500 товаров, посетили 783 млн человек. Годовая выручка компании превышает $36 млрд. Численность сотрудников - 183 000 человек.