Верховный Суд отказался рассматривать кассационную жалобу экс-губернатора Александра Хорошавина и членов его семьи на решение нижестоящих судов о конфискации имущества. В собственность государства перешло имущество на сумму 1,8 млрд руб. Ранее оно принадлежало бывшему чиновнику, его жене и их совершеннолетнему сыну.
Хотя нижестоящие суды также отказались возвращать конфискованное имущество Хорошавину, решение Верховного суда можно назвать знаковым. Высшая судебная инстанция подтвердила законность расширительного толкования антикоррупционного законодательства: государство может конфисковать собственность не только самого чиновника, но и членов его семьи. В «зону риска» попадают супруги и дети — как совершеннолетние, так и несовершеннолетние.
Также без принятия поправок в законодательство увеличен перечень имущества, которое может изъять государство. Согласно закону, государство может конфисковать недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, акции. Но суды считают, что нормы распространяются и на движимое имущество, а также на денежные средства.
Судебная практика о конфискации имущества изменилась: что это значит для бизнеса
Это тревожный тренд: фактически суды предоставляют контролирующим органам дополнительные полномочия. Законы при этом остаются прежними. В этой ситуации речь идет только о чиновниках, но контроль за доходами предпринимателей в ближайшее время также наверняка станет жестче. Например, можно вспомнить дело «Сенаторов против Альфа-банка». Истец добился того, чтобы для оплаты долга предпринимателя Александра Сенаторова было продано имущество нескольких компаний. Юридически оно не было собственностью Сенаторова, но суды посчитали, что фактически это так.
Также скоро стартует автоматический обмен финансовой информацией. Россия подписала межгосударственное соглашение 2 мая 2016 года, и в настоящее время Минфин разрабатывает соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Согласно законопроекту, под финансовой информацией понимаются в том числе сведения о вкладах и операциях по счетам клиентов банков. То есть ФНС сможет получить информацию о том, сколько денег хранят россияне в банках за границей и на что они их тратят.
Что делать предпринимателям
Бизнесменам не стоит ждать, когда контроль доходов со стороны государства станет жестче. Принимать меры по защите активов необходимо уже сейчас. Многие предприниматели переводят имущество на своих родственников, но такие сделки можно оспорить в рамках банкротства физического лица. Чтобы снизить риски, необходимо внимательно анализировать ситуацию и подбирать инструмент, который будет эффективным в конкретном случае.