Блокировка счета – один из самых эффективных и популярных инструментов взыскания налоговой задолженности. Однако для налогоплательщиков такое мероприятие налогового контроля равноценно химическому оружию, способному парализовать жизненно важные элементы бизнеса. Ведь, столкнувшись с подобным инцидентом, у организации не только пропадает возможность вести расчеты с контрагентами, но и появляются серьезные претензии с их стороны вплоть до штрафов за неустойку или вовсе расторжения контрактов, что губительно для работающего бизнеса. В связи с тем, что с блокировкой счета может столкнуться любая компания, важно знать, по каким основаниям налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков и как можно максимально быстро добиться отмены такой приостановки.
По общим правилам блокировка счета представляет собой прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Исключение составляют платежи на выплаты по возмещению вреда жизни и здоровью, алименты, оплату труда и выходных пособий, уплату налогов и авансовых платежей по ним, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. Если блокировка связана с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа, банк прекращает расходные операции по этому счету только в пределах суммы задолженности.
Вынести решение о блокировке счета налогоплательщика налоговые органы могут лишь по нескольким основаниям:
- в случае неисполнения им требования об уплате налога, пени, штрафа;
- для обеспечения возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- в случае непредставления налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации;
- непредставление налоговым агентом расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом;
- если в силу обязанности представлять налоговые декларации в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), отсутствует электронный документооборот с налоговыми органами;
- при неисполнении обязанности по отправке квитанции о приеме уведомлений, требований, направленных налоговым органом по ТКС, в течение шесть дней со дня их отправления.
Недавно, 6.04.2017, Правительством Российской Федерации опубликован проект Федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которому статья 76 НК РФ дополняется новым основанием для блокировки инспекцией счета — в случае непредставления плательщиком расчета по страховым взносам в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного для его представления срока. Решение о приостановлении операция по счету направляется в банк инспекцией, как и любой другой документ, в электронном виде (п. 4 ст. 76 НК РФ, Приказ ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@).
Неуплата налога, пени или штрафа
В случае наличия у компании задолженности перед налоговым органом, Инспекция имеет право направить ей требование об уплате такой задолженности. В случае его неисполнения в указанный срок, но не менее 8 дней, руководитель инспекции или его заместитель выносит решение о взыскании налога. И только после этого он вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам в банке, но в пределах суммы задолженности. То есть, если денежных средств на счете больше, чем размер задолженности перед налоговой, компания может свободно ими распоряжаться (Письмо Минфина РФ от 09.07.2008 № 03-02-07/1-268).
Если инспекция примет решение о блокировке нескольких счетов, общая сумма денежных средств на которых больше размера задолженности, налогоплательщик может отменить его, подав заявление с указанием счета с достаточным количеством денежных средств для погашения недоимки. Решение об отмене блокировки счета в части превышения суммы задолженности принимается в течение двух дней.
Если задолженность перед налоговыми органами образовалась в связи с неуплатой налогов, сборов, страховых взносов управляющим товарищем инвестиционного товарищества, ответственным за ведение налогового учета, то блокировка счета происходит в следующем порядке. В первую очередь приостанавливаются операции по счетам инвестиционного товарищества. Если на нем нет средств или их недостаточно для погашения налоговой задолженности налоговики выносят решения о блокировках счетов в отношении каждого участника по цепочке: управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, управляющие товарищи, товарищи. При этом решение о блокировке в отношении счетов товарищей руководитель налогового органа или его заместитель может принять лишь на сумму, пропорциональную доле каждого из товарищей в их общем имуществе, определяемой на дату возникновения задолженности. Прежде чем вынести каждое из вышеперечисленных решений, инспекция обязана принять решение о взыскании налога за счет средств на банковских счетах участников инвестиционного товарищества.
Непредставление налоговой декларации
Если налоговая декларация не представлена в инспекцию в течение 10 дней после истечения срока на ее подачу, руководитель инспекции или его заместитель вправе вынести решение о приостановлении операций по банковскому счету, но без ограничения суммы, как в случае с неисполнением требования об уплате налога. Сделать это он имеет право в течение трех лет с момента окончания срока подачи непредставленной декларации (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Отсутствие ТКС или неуведомление о получении
В силу положений п. 3 ст. 80 НК РФ многие налогоплательщики обязаны представлять в свою инспекцию отчетность в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота. В свою очередь Инспекция таким же способом может направлять им требования, письма, уведомления и другие документы. Если не обеспечить получение этих документов, то есть не подключить ТКС для связи с Инспекцией в течение 10 дней с момента возникновения такой обязанности, Инспекция также вправе приостановить операции по банковскому счету недобросовестного налогоплательщика.
Если у налогоплательщика все же будет установлен электронный документооборот с Инспекций, однако он течение 6 дней не уведомит ее о получении требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган, направив в ответ соответствующую квитанцию о приеме, инспекция имеет право применить аналогичный инструмент налогового контроля.
Решения о блокировке в данных случаях руководитель налогового органа или его заместитель может принять в течение 10 дней с момента установления факта неисполнения соответствующей обязанности.
Непредставление 6-НДФЛ
С начала 2016 года налоговые агенты обязаны подавать в налоговые органы расчеты исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц в срок до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если этого не сделать, то счет налогового агента будет заблокирован по решению руководителя или заместителя налогового органа в течение 10 дней с момента окончания срока на представление 6-НДФЛ.
Обеспечительные меры
В силу положений п. 10 ст. 101 НК РФ налоговики имеют право вынести решение о приостановлении операций по банковскому счету в качестве обеспечительных мер, направленных на исполнение решения налогового органа, принятого по результатам проведенной налоговой проверки. При этом вынести такое решение они могут только после принятия обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика и в сумме, равной сумме недоимки за вычетом стоимости имущества, не подлежащего отчуждению.
Снятие блокировки
В случае неисполнения обязанностей по представлению декларации или 6-НДФЛ, подключения ТКС или отправки квитанции о приеме снять блокировку не представляет проблемы – необходимо просто исполнить свою обязанность. В результате счет разблокируют в срок не позднее одного дня, следующего за днем ее исполнения. Если налогоплательщик не направит квитанцию о приеме документа, но при этом исполнит полученное от Инспекции требование или уведомление, счет также будет разблокирован в аналогичный срок (п. 3.1. ст. 76 НК РФ).
Для отмены решения о блокировке, вынесенного по иным основаниям, нужно уплатить задолженность перед налоговыми органами, указанную в требовании об уплате налога или решении инспекции по налоговой проверке. А она зачастую весьма солидных размеров, поэтому уплатить ее сразу затруднительно. Если решение о приостановлении операций по счету принято в качестве обеспечительной меры, то, кроме как уплатить задолженность, отменить его можно по просьбе налогоплательщика. При этом обеспечительная мера должна быть заменена на гарантию от банка о том, что он обязуется погасить задолженность в случае неуплаты ее налогоплательщиком, или залог ценных бумаг или иного имущества, а также поручительство третьего лица (11 ст. 101 НК РФ).
При блокировке одного счета открыть новый счет в каком-либо другом банке невозможно в силу п. 12 ст. 76 НК РФ.
В случае принятия инспекцией решения об отмене блокировки счета, такое решение направляется в банк в электронном виде не позднее следующего дня. В этот же срок копия решения передается или направляется налогоплательщику. Если решение вынесено в качестве обеспечительной меры исполнения решения инспекции по налоговой проверке, то срок вручения налогоплательщику увеличивается до 5 дней (п. 13 ст. 101 НК РФ).
Взыскание процентов за нарушение сроков по отмене блокировки
За соблюдением Инспекцией сроков по отмене решения о блокировке следует внимательно следить. В случае нарушений, например, решение об отмене вынесено спустя месяц, а направлено в банк спустя еще две недели, с налоговой можно взыскать проценты, начисленные за каждый день неправомерной блокировки денежных средств.
Обращаем внимание, что полученные суммы процентов нужно будет учесть в налоговой базе и уплатить с них налог.
Неправомерная блокировка
Налоговым кодексом предусмотрено ограниченное число оснований для вынесения решения о блокировке. Этот список ограничен, то есть по иным основаниям блокировку можно признать незаконной.
Так, например, блокировка счета за непредставление в инспекцию квартальных (полугодовых) расчетов по налогу на прибыль является неправомерным, так как они не являются налоговыми декларациями (п. 1 ст. 80 НК РФ) и, соответственно, не входит в перечень оснований, предусмотренных ст. 76 НК РФ (см. определение Верховного Суда РФ)
Если инспекция выносит решение о блокировке счета в связи с непредставлением декларации за период, в котором у налогоплательщика не было обязанности ее представлять, такое решение также можно признать недействительным (постановление Арбитражного суда Поволжского округа).
В случае нарушения последовательности применения обеспечительных мер в виде приостановления операций по банковскому счету, например, без принятия обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика, решение инспекции по блокировке счета может быть отменено (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф04-6916/2016 по делу N А75-4874/2016).
Порядок приостановления операций по расчетному счету регламентирован статьей 76 НК РФ. Любые нарушения процедуры могут стать основанием для отмены и признания блокировки неправомерной. Например, если инспекция вынесла решение о приостановлении операций по счету без направления требования об уплате налога (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.01.2015 N Ф09-9313/14 по делу N А76-12206/2014).