К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Квантовый скачок» Tesla: при каких условиях компания Илона Маска останется дороже GM и Ford

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Уже несколько дней подряд Tesla удерживает статус самого дорогого автопроизводителя в США. Как это стало возможным и долго ли продлится?

В понедельник компания Tesla на целый день обошла по рыночной капитализации лидера американского автомобильного рынка General Motors (GM). Стоимость фирмы Илона Маска составила на начало торгов $51 млрд (на $1,7 млрд больше, чем у конкурента). К закрытию котировки компаний почти сравнялись.

Вчера на закрытие бирж  Tesla стоила $51,93 млрд, а GM — дешевле на $0,73 млрд. Неделей раньше Tesla обогнала на бирже Ford. Как выглядит это ралли с точки зрения инвестора и не может ли оно превратиться в создание очередного высокотехнологического «пузыря»?

Фундаментальные основы

 

Для начала хотелось бы напомнить несколько фундаментальных моментов. Конечно, все смотрят на рыночную капитализацию, но есть еще и возврат на инвестиции. Если сравнивать Tesla и GM, то, если бы я был инвестором, то обратил внимание, что это две совершенно несопоставимые корпорации.

GM – огромная, зрелая компания. У нее солидная история конвейерной сборки, там все налажено, она производит около десяти миллионов автомобилей в год и среди них — электромобиль Chevrolet Bolt. Tesla — молодая компания и находится на этапе бурного роста. Она начинала с ручной сборки и пока недалеко от этого ушла.

 

Обе компании сейчас убыточные. Но GM планирует в нынешнем году выйти на прибыль $9 млрд, а Tesla – остаться в убытках на $950 млн. И все же  инвесторы активно радуются новости, что Tesla обогнала GM по рыночной стоимости. Они активно поддерживают Маска деньгами.

Впрочем, капитализация – не единственный показатель, на который нужно обращать внимание. Это одномоментный показатель, а для правильного анализа важно понимание долгосрочного чистого денежного потока. К сожалению, детальной информации о планах Tesla по создания массового производства не хватает. На сегодняшний момент видно только, что эти планы очень агрессивные.

То, что Tesla как быстро растущая компания имеет высокую долговую нагрузку, а денежные потоки отрицательные, – это нормально. Понятно также и то, что Tesla – это не «пузырь», как когда-то доткомы, которые торговали воздухом: речь идет не просто о модном продукте, а о длительной работе по его разработке, внедрению и популяризации.

 

Основа роста акций Tesla – это ожидание запуска серийного производства электромобиля Model 3. Для компании это как квантовый скачок в физике, когда элементарная частица находится в одной области пространства, а через мгновение – в другой, никак не связанной с первой.  Такой скачок и предстоит сделать Tesla. От «гаражного сборщика» — к серийному производителю.

Однако наладить конвейерное производство куда сложнее, чем сделать качественный автомобиль ручной сборки. Маск обещал запустить конвейер нынешним летом, начав производство с 500 000 машин в год, однако, мне кажется, в первый год добиться этого не удастся (уже известно, что часть этого объема перейдет на 2018 год). Для создания конвейера и обслуживания финансовых обязательств потребуются большие инвестиции. Им нужно поднять больше $1 млрд, и ожидается, что этот раунд инвестиций произойдет уже нынешней весной.

Еще один источник энтузиазма инвесторов -- инновационный имидж компаний Маска. Например, испытания беспилотных автомобилей и недавние презентации солнечной крыши, которая вырабатывает электричество. У Tesla производительность солнечных и автомобильных батарей более высокая, чем у конкурентов, а сейчас компания еще и завершила строительство огромного завода по производству аккумуляторов для электромобилей. И это тоже дало акционерам большие надежды.

От «гаражного сборщика» к серийному производителю

Пока Tesla продает небольшое количество автомобилей (76 000 в прошлом году, доля рынка в США – всего 0,2%). По моему ощущению, Tesla не без причины скрывает, в отличие от конкурентов, расклад ежемесячных продаж по моделям. Возможно, для того, чтобы не раскрывать размер государственной поддержки. Ведь, в отличие от покупки автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, приобретая электромобиль, каждый покупатель получает от государства субсидию в примерно на $6000-$7000.

 

И хотя эти средства достаются только покупателям первых 200 000 автомобилей каждой новой серии (для Tesla речь идет фактически о бюджетной Model 3, которая стоит около $35 000 и сравнима по цене с Chevrolet Bolt от GM) стимулирование спроса на экологичные модели получается внушительное.

Нужно заметить, что Model 3, цена которой в разы ниже, например, Model S (от $62 000 до $86 000) – еще один риск для Tesla. До сих пор электромобили Маска ассоциировалась с экологичностью и инновационностью при высокой цене. Доступная Tesla может вызвать негативное отношение.

Обычно бывает наоборот: массовые бренды, исключив проблемы качества, идут в сегмент люксовых товаров. Таким путем шли Toyota, Nissan, Hyundai.  Когда же от премиального, эксклюзивного бренда компания идет в сторону массового рынка, это большой риск. Обеспеченного покупателя новый имидж доступности может отпугнуть, как, может быть, случилось бы с продукцией Apple, если бы она потеряла образ исключительности.

Теперь все зависит от того, удастся ли ей «квантовый скачок» от «гаражного сборщика» к крупному серийному производителю. Рынок в нее верит, и деньги они поднимут. Им требуется успешное, безошибочное внедрение. Поэтому этот год так критичен для Илона Маска.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+