Как удалось выяснить Forbes, основатель группы ЕСН Григорий Березкин вслед за своим старым приятелем миллиардером Романом Абрамовичем принял решение стать резидентом России. Об этом рассказал знакомый Березкина и подтвердил его знакомый. Основатель ЕСН был одним из самых активных членов рабочей группы РСПП, которая занималась вопросом контролируемых иностранных компаний, но комментировать свое решение не стал.
Зачастую выбор российского резидентства совпадает с общим движением к деоффшоризации — бизнесмены начинают активно выводить бизнес из тени, для этого создают российские компании и изменяют цепочки владения. В случае с Березкиным это процесс прошел своеобразно. С одной стороны, с 2014 по 2015 годы по адресу офиса Березкина (Рочдельская, 11/5, стр. 2) была зарегистрирована группа юрлиц с минимальным уставным капиталом — «Крослэнд», «Эрроу», «Система и интеграция», «Фестлэнд, «Квантум», «Рустех». В свою очередь они владеют еще одной группой юрлиц: «Вест Лиддер групп», «Энергоплюс», «Комтрин» и «Платинум». Таким образом, через две компании — «Русинтех» и «Вотрон» — Березкин владеет компанией «Открытая мобильная платформа». Через нее бизнесмен вместе с партнерами запустил в «Иннополисе» центр разработки российской операционной системы для смартфонов и других мобильных устройств.
В тоже время, ключевые активы Березкина по-прежнему числятся за иностранными владельцами — «Русэнергосбыт» (поставщик электроэнергии РЖД) принадлежит кипрской компании Березкина Resenergo Investments Ltd (50,5%) и Enel Investment Holding B.V - голландской дочке энергогиганта Enel. Еще один актив Березкина — компания «Русэнергоресурс» (поставщик электроэнергии для «Транснефти») принадлежит голландской компании Res Holdings B.V., которой владеют кипрская Velron Services (75%) и «Транснефть-Западная Сибирь» (25%). Два нефтяных терминала Березкина — «Уяр» и «Сковородино» записаны на российские юрлица «Нефтетранспортная компания» и «Технолизинг». Они в свою очередь принадлежат кипрским Sahakan Investments и Tiamat Holdings.
«Закон о КИК достаточно политизирован, и резидентами становятся, чтобы не портить отношения с властями. Все, кто вернулись из офшоров, продемонстрировали верность руководству страны и общему курсу. В последнем случае, такие лица исключают возникновение рисков для своего бизнеса по разным причинам», — говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
По словам партнера UFG Wealth management Дмитрия Кленова, многие бизнесмены наоборот решили стать нерезидентами. «Случайно обычно налоговыми нерезидентами не становятся — количество проведенных за пределами страны дней подсчитывает секретариат. Самолеты состоятельных людей даже специально прилетают в 00:01, чтобы поставить штамп о пересечении границы следующим днем», — говорит Кленов. Он считает, что закон в принципе справедливый, но в менталитете многих россиян заложено нежелание раскрывать лишнюю информацию. Кроме того, многие по-прежнему думают, что лучше обойти закон, чем ему подчиниться.
Закон о деофшоризации, инициированный президентом Владимиром Путиным, был принят в 2015 году с целью запретить российским гражданам использовать зарубежные юрисдикции для сокрытия доходов. По итогам 2016 года, владельцы контролируемых иностранных компаний (КИК) впервые должны отчитаться о доходах и заплатить налоги в России (20% — юрлица, 13% — физлица). Власти хотят, чтобы полученная от российских активов прибыль оставалась в России, а если она все же выведена за рубеж, то с нее все равно должны выплачиваться налоги. Многие бизнесмены предпочли стать нерезидентами, чтобы не попасть под действие закона.