Принуждение к миру: Россия привезла на Фарнборо-2016 только гражданские самолеты
На Фарнборо всегда непростая погода — климатическая или политическая. Если не ненастье, то визовые скандалы из-за антироссийских санкций, как было в 2014 году. А если осадки, то такой силы, что заливают летное поле, выводят из строя генератор, приводят к эвакуации людей. Именно продолжительным дождем открылся 11 июля крупнейший в мире аэрокосмический салон. Программа первого дня была сокращена вдвое, а участники ринулись в ближайшие пабы — переждать «гостеприимство» английской погоды. В последующие дни дождь не имел разрушительных последствий. В итоге, электрокары ездили, самолеты и вертолеты летали, а компании одна за другой объявляли о сделках.
Российская делегация — обычно очень представительная — на этот раз, по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, ограничилась «дежурным» участием в Фарнборо. И, действительно, есть с чем сравнить. Всего три года назад на другом значимом авиасалоне под Парижем (Le Bourget 2013) с успехом прошла мировая премьера Су-35. Нынче же организаторы Фарнборо запретили привезти даже модели военной техники («живые» экземпляры нельзя привозить с начала санкций).
Россия лишилась главного козыря — демонстрации истребителей, поэтому представляла гражданские проекты. Экспозиция хоть и была сильно урезана, но выглядела неплохо — с региональным самолетом Sukhoi Superjet 100 в окраске ирландской авиакомпании CityJet (первый самолет ей был передан в мае); тренажером другого пассажирского самолета МС-21, публичная презентация которого прошла за месяц до Фарнборо. А еще — грузовые самолеты компании «Волга-Днепр», организовавшей совместно с Boeing первую «грузовую деревню» (Cargo Village).
ОАК почти десять лет говорит о возможном строительстве большого самолета вместе с Китаем, и вот долгожданные подробности: Китай и Россия оформят на паритетных началах СП, производителя самолета; стоимость проекта — от $13 млрд до $20 млрд. Самолет вместимостью 280 кресел и дальностью 12 000 км будет строиться «с нуля», хотя изначально ОАК предлагал глубокую модернизацию Ил-96; первые поставки ожидаются в 2025-2027 годах. Инженерный центр по разработке самолета будет базироваться в Москве, конечная сборка — в Шанхае. Слюсарь, правда, предупреждает: договоренности предварительные, возможен еще не один раунд переговоров.
С китайцами нельзя быть ни в чем уверенным на 100%, да и спешки они не любят. Вот, например, год назад при Владимире Путине и Си Цзиньпине было подписано соглашение о лизинге сотни SSJ в Китай и другие страны Азии. Уже в 2016 году Россия собиралась отгружать самолеты. Но не тут-то было: только сертификация самолета и двигателя может занять годы (известно, что авиационные власти Китая намного придирчивее коллег из США и Европы). Тем не менее, это не мешает открыть в Пекине офис производителя SSJ «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС). Как поясняет Слюсарь, к моменту получения всех сертификационных документов хотелось бы иметь реальных покупателей.
Руководитель китайского офиса — некто мистер Ли. На Фарнборо он сидел на пресс-конференции ГСС, но не сказал ни слова. Старший вице-президент по коммерции ГСС Евгений Андрачников представил его так: «Мистер Ли продал в Китае несколько десятков региональных самолетов. Он точно знает, что нужно для успеха».
От ГСС был еще один «выход» — проект SportJet by Sukhoi, а точнее — салон SSJ, оборудованный под нужды спортсменов. По оценке ГСС, мировой рынок авиаперевозок в области спорта превышает $600 млн. Андрачников видит потенциальными покупателями SportJet хозяев спортивных команд и профессиональные спортивные лиги. «Обсуждали концепцию [SportJet] с Континентальной хоккейной лигой (КХЛ) — это 29 клубов из шести разных стран. Загреб — самая западная точка [их полетов], Хабаровск — самая восточная. Каждый из этих клубов летает исключительно на чартерных рейсах. За что платят их собственники», — отмечает Андрачников. С одной стороны, концепт SportJet выглядит красиво. С другой, если задуматься, то для «спортивных» целей пригоден любой салон — главное, пожелание клиента. В чем же преимущество именно SSJ? (такой вопрос, кстати, звучал). А если напрячь память, то вспоминается интервью Андрачникова в статусе руководителя подразделения бизнес-авиации Геннадия Тимченко. Три года назад так же на примере КХЛ он рассказывал про идею возить спортсменов.
В то время как Россия выводит военную тематику «за скобки», звездой Фарнборо становится истребитель пятого поколения F-35 (производитель — американский концерн Lockheed Martin). Самолет очень дорогой, строится 15-й год. И все никак толком не взлетит (проект на уровне тренировочных полетов). Среди покупателей F-35 — страны-члены НАТО.
Премьера F-35 должна была состояться на Фарнборо-2014, но тогда у самолета загорелся двигатель. Сейчас тоже не все гладко, но самолет хотя бы перемахнул через Атлантический океан. Сообщениями про F-35 забито информационное пространство. Кто комментирует с сарказмом («The most expensive weapon in history makes UK debut»), кто в боевом угаре («Генерал ВВС США: F-35 сдержит Россию одним своим видом»).
На нынешнем Фарнборо F-35 был везде: рекламные щиты, стикеры, перетяжки; одна за другой пресс-конференции, на которых военные начальники заученными фразами рассказывали про возможности F-35, а дотошные журналистки с низкими сексуальными голосами их допрашивали. Единственный самолет, к которому выстраивалась очередь (для селфи в кресле летчика), и чьи полеты ждали больше всего, был F-35.
Но военных премьер хотелось бы как можно меньше. Ведь если создана машина, умеющая только уничтожать, то так или иначе ей буду искать применение.