18 марта 2015 года стало известно, что на российском рынке сворачивает свою деятельность самый слабый игрок — американский концерн General Motors (GM). Компания заявила, что полностью прекращает продажи в стране автомобилей Opel и большинства моделей Chevrolet, а собственный завод по сборке иномарок в Санкт-Петербурге собирается законсервировать.
В 2014 году российский авторынок снизился на 10,2%, но даже на этом фоне результаты года GM выглядели ужасно. Автомобилей Opel было продано на $1,6 млрд, на 25,3% меньше, чем годом ранее. На продажах Chevrolet компания заработала за год $2,2 млрд — на 36,5% меньше, чем в 2013-м. В наступившем году дела у GM пошли еще хуже. По данным «Автостата», в январе-феврале продажи Opel упали на 82%, Chevrolet — на 71%.
«Уход GM, в первую очередь, был связан с относительно слабыми результатами брендов концерна на российском рынке, стратегией, ориентированной на фиксацию убытков от ослабления курса рубля, а также тем фактом, что американский концерн в текущих обстоятельствах не был готов продолжать инвестировать в российский бизнес, чего требовали условия соглашения о промсборке», — считает директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко.
Другие автопроизводители также рассматривают возможность оптимизации бизнеса в России, но, как правило, по словам Литвиненко, речь идет о менее радикальных мерах: оптимизации объемов отгрузки автомобилей дилерам, сокращении модельного ряда, поставляемого в Россию, корректировке инвестиций и т. п.
19 марта стала известно, что в 2015 году приостановила поставки в Россию южнокорейская SsangYong — в 2014 году ее продажи упали почти на 34%, за первые месяцы 2015 года — на 61%. Кто следующий? «Есть бренды, у которых ситуация на рынке хуже, чем у Opel, Chevrolet и SsangYong. В зоне риска — французские производители, а также Honda, Mazda и некоторые китайские марки с небольшими объемами продаж», — считает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. «В зоне риска прежде всего те автопроизводители, кто либо вообще не имеет производственных мощностей в России, либо уровень локализации недостаточно высок, — добавляет Сергей Литвиненко. — Другим важным фактором, влияющим на стратегию брендов, является доля российских продаж в глобальном объеме продаж того или иного концерна».
У кого в наступившем году наихудшие показатели — в нашей фотогалерее.