К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Российские авиакомпании — 2017: рейтинг Forbes

Российские авиакомпании — 2017: рейтинг Forbes
У «Аэрофлота» появился реальный конкурент: при сопоставимом сервисе цены «Сибири» привлекательнее

Как выбрать комфортную и при этом недорогую авиакомпанию для полетов по России? Отвечая на этот вопрос, Forbes впервые составил рейтинг авиаперевозчиков. Сервис в российском небе несколько месяцев изучали эксперты агентства «Авиапорт», а тарифную политику специально для Forbes проанализировал метапоисковик Aviasales. Таким образом мы сравнили ведущие российские авиакомпании по соотношению цена/качество.

Смотреть рейтинг иностранных авиакомпаний, совершающих полеты в Россию — 2017

КАК МЫ СЧИТАЛИ

 

В рейтинге представлена оценка российских авиакомпаний и выполняющих полеты в Россию иностранных перевозчиков по соотношению цена/качество. Для оценки качества мы взяли за основу результаты исследования «Сервис в российском небе» агентства «Авиапорт». Под видом «тайных пассажиров» эксперты агентства проверили уровень обслуживания авиакомпаний на всех этапах: от покупки билета до выхода из самолета после перелета. За время исследования выполнено свыше 80 полетов суммарной продолжительностью более 15 суток. К результатам их наблюдений мы добавили еще одну важную сервисную составляющую — пунктуальность (источник статистики по российским авиакомпаниям — Росавиация, по иностранным — flightstats.com). Далее мы присвоили авиакомпаниям баллы за качество услуг, максимум — 50. 

Для оценки ценовой политики специально для Forbes российский метапоисковик авиабилетов Aviasales проанализировал продажи отобранных авиакомпаний за 11 месяцев 2016 года примерно на 500 рейсов и по каждому рейсу вывел средний чек одного взрослого пассажира. Рейсы мы разбили на группы в зависимости от продолжительности полета (12 групп на внутренних линиях и 12 групп на международных линиях) и сравнили ценовую политику авиакомпаний в каждой группе, присвоив баллы: чем дешевле билеты, тем выше балл (максимум — 50). Затем мы вывели средний балл за ценовую политику для каждой авиакомпании. На последнем этапе мы ранжировали авиакомпании по сумме двух баллов.

 

Смотреть сводный рейтинг  российских и иностранных авиакомпаний 

1. Сибирь

Год создания: 1992

Владельцы: Наталья и Владислав Филевы

Руководитель: Владимир Объедков

Количество пассажиров: 8,9 млн (январь–ноябрь 2016)

Базовые аэропорты: Толмачево (Новосибирск), Домодедово (Москва)

S7 — это бренд авиакомпании «Сибирь». Все рейсы осуществляются только на  Boeing и Airbus. «Сибирь» славится рекламными кампаниями и креативностью. В 2016-м инди-рок-группа OK Go и S7 Airlines сняли первый музыкальный клип в невесомости. Когда «Трансаэро» ушла с рынка, S7 Airlines стала второй по размеру авиакомпанией страны после «Аэрофлота». В сентябре 2016-го Владислав Филев объявил о покупке плавучего космодрома «Морской старт». По его словам, группа инвестировала в проект $150 млн.

2. Аэрофлот

Год создания: 1923

Владелец: Росимущество (51,17%)

Руководитель: Виталий Савельев

Количество пассажиров: 26,6 млн (январь–ноябрь 2016)

Базовый аэропорт: Шереметьево (Москва)

Крупнейший авиаперевозчик страны стал одним из главных бенефициаров ухода «Трансаэро» с рынка: именно «Аэрофлоту» достались права бывшего конкурента на 37 из 46 международных маршрутов. По данным Росавиации за 11 месяцев 2016 года, на «Аэрофлот» и три его дочерние компании («Победа», «Россия», «Аврора») пришлось 40 млн пассажиров, или 48,8% перевозок российских компаний. Таким образом, за год доля группы на рынке (без учета иностранных авиакомпаний) выросла на 6,9 процентных пункта.

3. Победа

Год создания: 2014

Владелец: «Аэрофлот»

Руководитель: Андрей Калмыков

Количество пассажиров: 4 млн (январь–ноябрь 2016)

Базовый аэропорт: Внуково (Москва)

Одна из самых молодых авиакомпаний России, входит в группу компаний «Аэрофлот». Бюджетная «Победа» пришла на смену «Добролету», приостановившему свою деятельность в августе 2014 года из-за санкций Евросоюза, введенных за полеты в Симферополь. По итогам 11 месяцев 2016 года «Победа» — шестая по размеру авиакомпания страны. В 2017 году она планирует перевезти 5 млн человек, говорил в интервью телеканалу «Россия 24» гендиректор компании Андрей Калмыков.

4. Россия

Год создания: 1992

Владелец: «Аэрофлот»

Руководитель: Дмитрий Сапрыкин

Количество пассажиров: 7,5 млн (январь–ноябрь 2016)

Базовый аэропорт: Пулково (Санкт-Петербург)

«Россия» объединяет три дочерние компании «Аэрофлота» — «Россию», «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии». Преемник авиапредприятия «Пулково» — осколка «Аэрофлота», «Россия» вновь стала частью «Аэрофлота» только в 2011 году. В новом объединенном формате авиаперевозчик начал полеты весной 2016 года. Возглавил компанию выходец из «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин, который руководил организацией перевозок пассажиров, купивших билеты «Трансаэро».

5. Ютэйр

Год создания: 1991

Владелец: «Сургутнефтегаз» (46,9%), ХМАО (39%)

Руководитель: Андрей Мартиросов

Количество пассажиров: 6,2 млн (январь–ноябрь 2016)

Базовые аэропорты: Внуково (Москва), Рощино (Тюмень)

В конце 2014 года в правительстве ломали голову, как спасать «Трансаэро» и «Ютэйр», оказавшиеся в сложной финансовой ситуации. Но «Ютэйр» кризис пережила, и не только благодаря господдержке. За короткий срок авиакомпания оптимизировала свой бизнес: отказалась от части маршрутов, сократила флот и издержки и в итоге по результатам девяти месяцев 2016 года показала 2,11 млрд рублей чистой прибыли против убытка годом ранее. А за 11 месяцев 2016-го пассажиропоток «Ютэйр» вырос на 19%.

6. Уральские авиалинии

Год создания: 1993

Владелец: Сергей Скуратов

Руководитель: Сергей Скуратов

Количество пассажиров: 6 млн (январь–ноябрь 2016)

Базовые аэропорты: Домодедово (Москва), Кольцово (Екатеринбург)

«Уральские авиалинии» — пятый по пассажиропотоку перевозчик страны и крупнейшая авиакомпания Урала. Базовый аэропорт в Москве — Домодедово, но авиакомпания решила также открыть международные рейсы из четвертого столичного аэропорта Жуковский. В ноябре «Уральские авиалинии» совершили первый рейс в Ош (Киргизия), а в декабре власти Казахстана подтвердили назначение «Уральских авиалиний» на рейсы в Астану и Алма-Ату из Жуковского.

7. Нордавиа

Год создания: 2004

Владелец: «Скай Инвест»

Руководитель: Анатолий Семенюк

Количество пассажиров: 889 400 (январь–ноябрь 2016)

Базовый аэропорт: Талаги (Архангельск)

«Нордавиа — региональные авиалинии» выполняет перевозки по России из Северо-Западного округа. В 2011 году «Норникель» купил эту авиакомпанию у «Аэрофлота», а в 2016-м продал ее группе «Скай Инвест», принадлежащей Сергею Кузнецову, совладельцу «Гуты» и авиакомпании Red Wings. «Обе компании летают из Домодедово, маршрутные сети будут дополнять друг друга, пассажиры обоих регионов смогут воспользоваться стыковками», — объяснял «Ведомостям» гендиректор Red Wings Евгений Ключарев.

8. Якутия

Год создания: 2002

Владелец: Республика Саха (Якутия)

Руководитель: Ольга Федорова

Количество пассажиров: 632 097 (январь–ноябрь 2016)

Базовый аэропорт: Якутск

Национальный авиаперевозчик Республики Саха основан в 2002 году на базе «СахаАвиа» и «Якутских авиалиний». «Якутия» входит в двадцатку крупнейших авиакомпаний России по объему перевозок. В декабре 2016 года «Якутия» приобрела 100% «Полярных авиалиний», в парке которой около 50 судов девяти различных типов, в том числе вертолеты. Компания принадлежала правительству республики, занималась межрайонными и внутрирайонными рейсами в регионе.

9. ВИМ-Авиа

Год создания: 2002

Владельцы: Светлана и Рашид Мурсекаевы

Руководитель: Александр Кочнев

Количество пассажиров: 2 млн (январь–ноябрь 2016)

Базовый аэропорт: Домодедово (Москва)

«ВИМ-Авиа» в 2002 году создал Виктор Иванович Меркулов, его инициалы вошли в название компании. Меркулов сделал ставку на иностранные самолеты и чартерные рейсы. В 2003 году «ВИМ-Авиа» купила 12 подержанных Boeing 757, заключила соглашения с турфирмами и за полтора года стала крупнейшим чартерным оператором. Вскоре к Меркулову присоединился партнер — Рашид Мурсекаев, который в дальнейшем выкупил 75% авиакомпании.

10. Нордстар

Год создания: 2008

Владелец: Норильский никель

Руководитель: Леонид Мохов

Количество пассажиров: 1,2 млн (январь–ноябрь 2016)

Базовые аэропорты: Домодедово (Москва), Емельяново (Красноярск)

Nord Star — бренд принадлежащей «Норникелю» авиакомпании «Таймыр». Поначалу в приоритете были рейсы между Москвой, Норильском и Красноярском. Теперь это один из крупнейших перевозчиков Сибири, который имеет более 40 направлений, в том числе международных. «Норникель» хотел объединить Nord Star со своей компанией «Нордавиа», но ФАС заблокировала сделку. Вскоре «Норникель» продал «Нордавиа».

11. Ямал

Год создания: 1997

Владелец: Департамент имущества ЯНАО

Руководитель: Василий Крюк

Количество пассажиров: 1,4 млн (январь–ноябрь 2016)

Базовый аэропорт: Рощино (Тюмень)

В 1999 году основной перевозчик Ямала стал выполнять международные рейсы, в 2008-м запустил чартерные рейсы из Домодедово в несколько городов Болгарии, а также в Швейцарию и Австрию. После открытия аэропорта Жуковский в 2016 году «Ямал» должен был наряду с «Уральскими авиалиниями» начать оттуда полеты в Таджикистан. Но власти страны в декабре 2016 года отказали ему в полетах. В ответ Минтранс приостановил полеты таджикской Somon Air в России.

12. Ред Вингс

Год создания: 1999

Владелец: «Скай Инвест»

Руководитель: Евгений Ключарев

Количество пассажиров: 887 348 (январь–ноябрь 2016)

Базовый аэропорт: Домодедово (Москва)

С 2007 по 2013 год компанией владел выбывший из списка миллиардеров Александр Лебедев. В 2012-м, после того как во Внуково самолет Red Wings выкатился при посадке на шоссе и развалился, компания лишилась лицензии. Лебедев продал компанию за символический рубль предпринимателю Сергею Кузнецову, брату совладельца группы «Гута» Артема Кузнецова. Red Wings — одна из немногих российских авиакомпаний, предпочитающих флот отечественного производства — самолеты Ту-204/214.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+