Урюпинск. Символ затухающей российской провинции и надежда на модный бренд. С 2000-х годов Урюпинск Волгоградской области пытается позиционировать себя как «столица российской провинции», а в 2012 году зарегистрировал официальный торговый знак под таким названием. Может показаться, что это поверхностный слоган, навеянный имиджем города и модой на столичность.
Естественно, Урюпинск не богат в финансовом плане, крупных корпоративных налогоплательщиков, способных сформировать бюджет города, нет. В нем есть Урюпинский маслоэкстракционный завод, который вырабатывает пару процентов от общего объема производствва подсолнечного масла в России, завод по производству упаковки для пищевых продуктов, крановый завод, а на трикотажной фабрике шьют трикотаж. Вот и весь крупный бизнес.
Малый бизнес пытается позиционировать на специфичной известности наименования города — Урюпинск славится козами с необыкновенно теплым, тонким и нежным пухом. В городе около 5000-6000 пуховязальщиц. Фактор «сделано в Урюпинске» привлекает покупателей пуховых изделий от местных мастеров на интернет-площадках. Бренд Урюпинска привлекает и крупные компании: в 2010 году «Лаборатория Касперского» провела здесь IT-форум, объяснив выбор площадки единственной причиной — «потому что Урюпинск».
Урюпинск не стремится развивать массовый туризм, исчисляемый сотнями тысяч туристов, да это и бессмысленно, учитывая удаленность столицы провинции от крупных городов и желание развивать «город для жителей». Главный критерий для туризма – средний чек, поэтому поощряется развитие индивидуальных посещений, особенно семей с детьми. Предприниматели поддерживают этот тренд и предлагают колоритные услуги: аренду самодельной плавучей шашлычницы, на которой можно доплыть до Азовского моря; баню на колесах, прогулки на лошадях по степи, горнолыжного склона с трассой 250 метров, фотосессию на ферме, посещение недавно построенного на грант частного фонда казачьего городка.
Развитие бизнеса и продажа городского имущества и земли под строительство в центре города – редкая возможность
Причиной скудного развития бизнеса понятны. Малые города все больше теряют политическую и экономическую
Годовые бюджеты малых городов сопоставимы по объему с бюджетом одного московского парка. Поэтому активные малые города приходится выжимать хоть какие-то возможности для того чтобы остаться на плаву и привлекать туристов. В 2014 году руководству Урюпинска удалось убедить МОК провести эстафету Олимпийского огня не только в Волгограде, но и в Урюпинске. Главным аргументом, убедившим организаторов, стало то, что в населенных пунктах численностью меньше 100 000 человек живет большая часть населения страны. Регионы часто расчитывают на гранта для благоустройства городской территории — эстафета принесла городу 3 млн рублей (0,5% годового бюджета), грант фонда Натальи Водяновой «Обнаженные сердца» на строительство детской площадки позволило Урюпинску построить площадку за 5 млн рублей (город выделил около 1 млн рублей), на средства частного фонда построили казачий городок.
Несмотря на это, жители не всех малых городов склонны драматизировать ситуацию. Один из ключевых ложных стереотипов про российскую провинцию – это то, что ее нужно спасать какими-то внешними разовыми программами, идеями и субъектами. Так спасать ее не следует, считает Василий Дубейковский, эксперт по брендингу городов. Три года назад он переехал с семьей из Москвы в Урюпинск и занимается брендом самого известного провинциального российского города. «В провинции идет сокращение населения, как и во всей стране (в Урюпинске на 8% за 14 лет). Но нет драматического отъезда в Москву и другие большие города, так как явление отходничества было всегда. Уезжают много, но это норма, а не бич времени. В свою очередь малые города пополняются за счет высокой рождаемости и притока людей с сельских территорий», — говорит Дубейковский.
Жители провинции чувствуют свою «самость». Это один из мотивов изменять что-то в городе. Когда есть локальная самоидентификация, есть и сильная вера в тезис «где родился, там и пригодился». Тогда жители хотят вкладывать свои силы и умения в те места, где живут, с особым рвением. В 2012 году в 80 км от Урюпинска после получения официального разрешения началась разработка никелевого месторождения. Предполагаемое производство грозило не только серьезнейшими экологическими проблемами для сельского хозяйства и здоровья населения. Оно ставило под сомнение будущее реки Хопер, которая для Урюпинска является абсолютной ценностью. Активные горожане поднялись против строительства, организовав мощное антиникелевое движение. Благодаря протестной кампании комбинат до сих пор не построен.
Как помочь малым городам развиваться? Просто отдав городам «удочку» — возможность оставлять часть налогов на местном уровне, федеральная власть могла бы простимулировать малые города на скачок в развитии. Другой момент: часто усилия центра направлены на «умирающие» города, где нужно спасать одно градообразующее производство, при этом выделяются огромные средства по антикризисным программам. Но важно поддерживать активные города и выделяя средства на укрепление их инфраструктуры.
Сравнение бюджетов больших и малых городов в расчете на одного жителя идет явно не в пользу последних. Бюджет города Урюпинска за 2016 год составил 697 млн рублей на 38758 человек, это 17991 рублей на человека. В Москве на одного человека пришлось – 145000 рублей (1,8 трлн рублей — доходы бюджета и 12,3 млн человек населения по данным Росстата). Расчеты по отдельным показателям еще красноречивее: расходы на благоустройство в Урюпинске – 730 рублей на человека, в Москве – 11970 рублей на человека. Физическая культура и спорт в Урюпинске – 236 рублей на человека, в Москве — 3909 рублей на человека. Официальная средняя зарплата в Урюпинске в 2016 году - чуть больше 20000 рублей, в Москве – 65 000 рублей. Смена бюджетной политики в отношении муниципальных образований не стоит в ближайшей экономической повестке. Но проблема очевидна.