О том, что следующий год будет тяжелым для индустрии медиа, говорили еще несколько месяцев назад.
По последним прогнозам, в 2015 году российский рынок рекламы может вырасти на 1%. Как объяснили Forbes в компании Vi, крупнейшем продавце рекламы в России, из-за нестабильной макроэкономической обстановки переговоры с рекламодателями о размещении в 2015 году начались позже обычного: "И у нас пока нет того объема сделок, на основании которого можно было бы дать корректный прогноз".
Топ-менеджер одного из крупнейших каналов считает, что обесценивание рубля приведет к сокращению бюджетов среди крупнейших западных рекламодателей: в валютном выражении их доходы в России сократятся, и для того чтобы не потерять в прибыли, они в первую очередь могут урезать расходы на маркетинг. Лидерами потерь рекламных доходов, по оценке топ-менеджера, станут пресса, наружная реклама и радио.
Рынка платного телевидения не коснется сокращение рекламных бюджетов (с 2015 года размещение рекламы на платных каналах запрещено), зато ему придется улаживать контрактные вопросы с операторами. Крупнейшие игроки на рынке платного телевидения - иностранцы, и большинство контрактов, по которым операторы платят каналам за распространение в своих сетях, привязаны к курсу доллара. Сейчас операторы, расходы которых выросли почти в два раза, пытаются договориться с каналами и найти гибкую схему оплаты. Однако полностью переходить на рублевые договоры каналы, основная часть расходов которых, в свою очередь, уходит на покупку зарубежного контента, не готовы. Это означает, что в ближайшее время, скорее всего, вырастут тарифы для абонентов.
Вырастут и цены на зарубежный контент. Из 18 федеральных каналов зарубежный контент занимает больше половины эфирного времени у трех - "Культуры", Disney и 2x2 (данные KVG Research за 2013 год), а у ТВ-3, СТС, ТНТ и "Ю" – более 30%. Эти каналы, как говорят эксперты на рынке, скорее всего, сократят закупки зарубежного контента и будут повторять в эфире уже приобретенные сериалы и фильмы.
Компания Amedia TV, больше половины расходов которой в 2014 году ушло на закупку зарубежного контента, не собирается снижать объемы закупок, заявил Forbes ее гендиректор Сергей Назаров. Увеличить доходы компании поможет в том числе новый канал Amedia Hit, который запустится с 1 января 2015 года, и возросшая стоимость пакета.
Неопределенная ситуация и с производством российского контента. “Непонятно, как себя поведут актеры и режиссеры, которые привыкли получать гонорары по валютной ставке, - говорит один из телевизионных топ-менеджеров. Для российских актеров средние расценки сейчас составляют от $5000 до $10 000 за съемочный день.
С большими проблемами столкнулись медиа, вещание которых ориентировано на зарубежную аудиторию. Два главных пропагандистских российских проекта - телекомпания RT и мультимедийный "Спутник" агентства "Россия сегодня" - существуют на средства из бюджета (в 2015 году RT должно получить 15,38 млрд рублей, а "Россия сегодня" - 6,48 млрд), однако основные расходы - распространение эфира - в иностранной валюте. "Спутнику" также нужно строить бюро более чем в 30 странах.
В уязвимом положении оказалась и единственная российская публичная телекомпания “СТС Медиа”. Ее акции серьезно упали после принятия закона об ограничении иностранного капитала в СМИ, а рост курса доллара способствовал дальнейшему снижению их стоимости. С 1 октября капитализация СТС Медиа на Nasdaq снизилась на 28,3%, до $726 млн (индекс Nasdaq за этот же период вырос на 4,1%). В отчете за три квартала 2014 года компания также сообщила, что из-за обесценивания рубля ее доходы от операционной деятельности в долларовом выражении уменьшились на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По прогнозам Deutsche Bank, рост годовой выручки “СТС Медиа” впервые с 2009 года будет отрицательным - доходы компании составят в 2014 году $715 млн против $832 млн в 2013-м.