Бетонный забор, а за ним — многоярусные башни из разноцветных контейнеров под открытым небом, никогда не ремонтированные здания складов и беспорядочное переплетение рельсов. Этот кусок городского пространства, напоминающий промзону, не что иное, как грузовой двор железной дороги. Что это такое и как от них избавиться?
Грузовые дворы занимают гигантские пространства подчас неподалеку от центра. В Москве, например, грузовой двор подступает к Третьему транспортному кольцу в районе проспекта Мира и к Садовому — вблизи Павелецкого вокзала. Пока в грузоперевозках автомобильный транспорт не потеснил железнодорожный, такие площадки были оправданны. Но последние десятилетия в грузовых дворах нет острой необходимости, а огромные участки до сих пор затрудняют передвижение и отъедают землю у общественного пространства.
По разным оценкам, грузовыми дворами железной дороги заняты около 800–1000 га московской земли, всего их в столице восемь. На такой территории можно было бы построить 15 районов размером с Москва-Сити. Правительство Москвы предлагает РЖД вывести их все или большую часть за МКАД. По данным заместителя мэра по транспорту Максима Ликсутова, 65% грузов, проходящих через московскую железнодорожную сеть, — транзит и они городу не нужны. Во время бума на московском рынке недвижимости РЖД и сама собиралась привлечь девелоперов и застроить, например, 11 га территории грузового двора у метро «Рижская». Вот несколько примеров того, как можно использовать территории таких грузовых дворов.
Открыть музей, галерею, магазины и фермерский рынок
Санта-Фе, Нью-Мексико, США
Территория: 20 га
Стоимость: $137 млн (бюджетные инвестиции)
Железная дорога «Атчисон, Топека и Санта-Фе» (ATSF), владевшая линиями в южной части США, к началу XX века была одной из крупнейших в стране. В 1946 году Айн Рэнд, автор романа «Атлант расправил плечи», расспрашивала вице-президента ATSF о том, как устроен железнодорожный бизнес, и часть информации использовала в книге.
Грузовой двор Санта-Фе начал приходить в упадок в 80-е годы XX века. Составов приходило все меньше, территория двора пустела и стала местом скопления бездомных, которые спали в вагонах, и криминальных элементов. Мэр города пытался выкупить участок у железной дороги, но правительство города это решение не согласовало.
Тем временем ATSF решила сама заработать на этих землях: в 1989 году она создала компанию Catellus Development, в ведение которой отошла недвижимость, пригодная под застройку. Catellus разработала нехитрый план: все снести и построить 110 000 кв. м недвижимости. Город эту идею отверг, проект зашел в тупик.
В 1995 году город все-таки купил участок, заплатив $21 млн. Покупка финансировалась за счет выпуска облигаций и дополнительного налога. Обновленный грузовой двор открылся в 2008 году. Старые здания сохранились, станция принимает пассажирские поезда. В новых и старых зданиях арендуют площади магазины, кафе, рестораны, а также некоммерческие музей, галерея, детский центр. Работает фермерский рынок, на пяти гектарах разбили парк. Вложения город собирается окупить за счет аренды.
Построить небоскребы
Манхэттен, Нью-Йорк, США
Хадсон-Ярдс (Hudson Yards)
Территория: 10,5 га
Стоимость: $15 млрд
Можно ли на плотно застроенном острове Манхэттен отыскать участок площадью 10 га, который вместил бы более 1,5 млн кв. м коммерческой недвижимости? Основатель девелоперской компании Related Companies Стефан Росс (№94 в списке Forbes 400 с состоянием $4,4 млрд) нашел — его компания занимается застройкой грузового двора железной дороги Хадсон-Ярдс возле Пенсильванского вокзала.
Журнал Fortune назвал этот проект самым крупным частным девелоперским проектом в истории США. По объему он сопоставим с деловым районом Москва-Сити. У башен российского «сити» разные инвесторы, Related Companies основной объем работ планирует выполнить самостоятельно. Грузовой двор в самой широкой части будет накрыт платформой, под которой продолжат ходить поезда. Жилые и офисные небоскребы построят не на ней,
а на земле, которая освободится за счет сокращения части путей и ликвидации парковок грузовиков.
Власти города вносят свой вклад в проект: Нью-Йорк продлит в район Хадсон-Ярдс седьмую ветку подземки, потратив на это почти $2 млрд. Кроме того, администрация Майкла Блумберга согласовала Related Companies налоговые льготы на сумму $106 млн, недавно Росс попросил еще $328 млн. Годовой доход Related Companies исчисляется сотнями миллионов долларов, но на строительство компания все равно привлекает кредиты от будущих арендаторов. С юга к грузовому двору идет ветка парка Хайлайн, разбитого прямо на железнодорожных путях и очень популярного. Вся земля Хадсон-Ярдс в аренде у компании Росса на 99 лет. Бывший заместитель мэра Нью-Йорка объяснял Fortune, что Росс был единственным девелопером, захотевшим взяться за проект и разделявшим взгляды мэра Блумберга на Нью-Йорк.
Построить станцию надземной железной дороги
Лондон, Великобритания
Гудз-Ярд (The Goodsyard)
Территория: 4,7 га
Стоимость: около $500 млн
В XIX и первой половине XX века грузовой двор Бишопгейт в западной части Ист-Энда был крупным логистическим центром. Но в 1964 году он практически полностью сгорел в страшном пожаре, остатки его строений 40 лет зарастали травой и мусором, превращаясь в пустырь.
В 2005 году большую часть оставшихся стен снесли, и в 2010-м здесь открылась станция лондонской городской железной дороги (Overground) Шордич. Однако незастроенной осталась территория 4,7 га вокруг станции. Компания Net Rail, которой принадлежат все объекты железной дороги в Англии, пригласила к участию в проекте девелоперов Hammerson и Ballymore Group.
Общую концепцию власти Лондона одобрили в 2010 году — 350 000 кв. м новых строений, но, чтобы утвердить конкретные параметры, нужны были консультации с местными жителями.
За два года девелоперы разослали свыше 19 000 писем с подробной информацией о застройке. Организаторы зазывали всех желающих на экскурсии по участку под будущий проект, во время которых жители района могли задавать любые вопросы. Девелоперы собирали из местных группы по интересам — например, «Женщины Бангладеш» (в Шордиче живет много иммигрантов из этой страны).
В результате удалось пообщаться с 1200 заинтересованными участниками — местными жителями, владельцами бизнесов. Люди выступали за сохранение исторических зданий и доступные ставки аренды. Hammerson и Ballymore Group, вложившие деньги в проект еще три года назад, не надеются начать строительство раньше 2015 года.
Разбить парк на крыше
Париж, Франция
Сад «Атлантик» (Jardin Atlantique), вокзал Монпарнас
Территория: 3,4 га
Стоимость: н/д
Европейцы меньше, чем американцы, озабочены редевелопментом грузовых дворов. Французы, например, считают возможным увеличение объема грузов, перевозимых по железной дороге, поэтому грузовые дворы и сортировочные станции сохраняются. Однако «выключение» из городской среды больших пространств под железнодорожными сооружениями парижанам не по душе, поэтому зачастую они используют территорию над вокзалами.
Один из самых ярких примеров — сад «Атлантик» (Jardin Atlantique), разбитый прямо над зданием станции Монпарнас. Это один из шести основных парижских вокзалов, он пропускает до 50 млн пассажиров в год. Вокзал плотно окружен жилыми домами и офисами, и до середины 1990-х годов их окна выходили на открытые перроны и переплетение путей. Владелец вокзала компания SNCF решила накрыть станцию бетонной плитой, а на ней разбить сад. Бетонное перекрытие построили на высоте 17 м над землей. Проектировщикам нужно было вписать в концепцию парка вентиляционные сооружения и другие технологические детали. Архитекторами проекта стали Франсуа Брюн и Мишель Пена.
В 1994 году сад «Атлантик» был открыт. На 3,4 га появились музей маршала Филиппа Леклерка, который командовал французскими войсками во время высадки союзников в Нормандии, теннисные корты, площадки с турниками и столами для пинг-понга и фонтан.
На скамейках парка могут разместиться почти 500 человек. Слой грунта под газоном не превышает 20 см, деревья высажены в специальных глубоких земляных кубах — это сделано, чтобы облегчить нагрузку на бетонную плиту.
Почему не построили небоскреб? 59-этажная башня «Монпарнас» над станцией метро по соседству вызвала такое недовольство горожан, что власти Парижа запретили строить в городе любые небоскребы.