В прошлом году Forbes объединил коллективы печатного журнала и интернет-сайта и я неожиданно, впервые за 30-летнюю карьеру, стала отчитываться перед начальницей, которая моложе меня. Мне было нелегко. Я не сомневалась в уме и, так сказать, компьютерной образованности босса, но роль заместителя меня раздражала. Признаю: я чувствовала свое превосходство и даже испытывала к ней некоторое презрение только из-за нашей разницы в возрасте.
Заслуга в том, что мы пережили первые суровые месяцы взаимодействия, принадлежит нам обеим. Моей начальнице приходилось мириться не только с моей раздражительностью, но и с полным непониманием вопросов, касающихся интернет-издания. Например, я долго не могла разобраться в оптимизации заголовков под поисковые машины, компоновке текстов и их подаче. Ее стиль общения — с помощью частых писем по электронной почте и быстрых вопросов с помощью SMS — кардинально отличался от привычного для меня. Я привыкла приходить в кабинет и общаться с начальником лицом к лицу.
По данным консультантов по кадрам и карьере, во всем мире сотрудникам в возрасте все чаще и чаще приходится отчитываться перед более молодыми начальниками. Эти изменения связаны в первую очередь с технологической революцией. Нам, динозаврам, трудно перестроить свой стиль работы. Возникает вопрос, как ладить с более молодыми и сообразительными начальниками.
Чтобы найти на него ответ, я поговорила с двумя консультантами, которые построили карьеру на теме взаимоотношений разновозрастных групп, а также с психологом Билли Пивника, который преподает в докторантуре по клинической психологии в Педагогическом колледже при Колумбийском университете.
Робин Трокмортон, соавтор книги «Как заставить «детей радио», «беби-бумеров», поколение X и Y работать вместе и добиваться большего», призывает старших по возрасту взять инициативу в свои руки и поговорить с начальником о том, какой тип общения он предпочитает. (Минус мне: начальница попросила меня завести интернет-мессенджер для мгновенного обмена сообщениями. Мною овладели эмоции, и я так этого и не сделала.)
Клэр Рейнс, автор книги «Поколения за работой», соглашается, что старшим сотрудникам нужно приспособиться к стилю общения более молодых начальников, а не переделывать их. Полезный совет. Молодые люди полагают, что пропущенный звонок на сотовый служит той же цели, что и голосовое сообщение с просьбой перезвонить. В этом есть смысл. Кому охота сидеть и ждать вечность, пока нудный автоматический голос не пробубнит: «Пожалуйста, оставьте сообщение после звукового сигнала…»
Причем когда старшие по возрасту сотрудники прикладывают усилия, чтобы узнать о новых способах общения, им не следует ждать того же от начальства. «Вам нужно перенять привычки босса, — советует Рейнс. — Но не ждите, что он тоже будет у вас учиться».
Трокмортон и Рейнс соглашаются, что работникам постарше не нужно думать, что они завоюют уважение молодого начальника только благодаря их возрасту. «Вы должны заслужить это уважение», — говорит Трокмортон. Еще одно распространенное заблуждение — будто молодой босс хочет или нуждается в воспитании и наставничестве. «Старшие сотрудники имеют тенденцию опекать, — замечает Трокмортон. — Это не работает».
Несколько месяцев назад меня перевели к другому начальнику, на этот раз старше меня. Признаю, что с ним мне гораздо проще, чем с молодым. Что касается моей прежней, молодой, начальницы, то сегодня ее последний день в Forbes. Она получила замечательную новую работу в другой медиакомпании, и это для нее большой шаг вверх по карьерной лестнице. Я не сомневаюсь, она добьется успеха.