Когда Бет Кронин, партнер юридической фирмы Trenam Kemker, начинала работать помощником адвоката, она никогда не врала начальству, что «слишком занята». Вместо этого она научилась говорить «нет». «Для начала я создала себе репутацию ответственного и работящего сотрудника, — говорит Кронин. — А затем всегда удостоверялась, понимаю ли я, в чем состоит задание, и смогу ли я его выполнить на должном уровне в оговоренный срок. Сказать «я слишком занята» не выход, надо аргументировать».
Многие компании ожидают, что сотрудники нижнего и среднего звена, чтобы закрепиться на позиции, будут работать больше. Люди, от стажеров до управляющих партнеров, соглашаются на любые требования, потому что хотят быть командными игроками, выглядеть энтузиастами или просто не хотят никого не обидеть. Но умение говорить «нет» может быть более ценным карьерным активом, чем готовность работать сверхурочно. «Людям надо бороться с привычкой на все соглашаться, — говорит социальный психолог Сьзен Ньюман, автор «Книги «нет». — Сказав «нет», ты фокусируешься на собственных целях». Соглашательство, напротив, вредит репутации и разрушает карьеру. «Менеджмент ожидает от тебя, что ты выполнишь работу качественно и в срок, — говорит Кронин. — И если у тебя не получится, тебе просто перестанут доверять». «В начале карьерной лестницы люди обычно соглашаются на любую работу, которая хоть как-то соотносится с их штатными обязанностями, — говорит Нанетт Гартрел, адъюнкт-профессор психиатрии в Университете Калифорнии в Сан-Франциско и автор книги «Если вы не против, я откажусь». — Но со временем, чем успешнее вы становитесь, тем чаще вас просят о помощи и тем чаще придется отказываться».
Если начальник уговаривает вас участвовать в каком-то проекте, можете применить следующую уловку. Прежде чем соглашаться, перечислите свои текущие задачи и попросите начальство помочь с выбором приоритетов. «Надо сказать, что вы не хотите отвергать предложение, но приходится быть реалистом», — говорит Кронин. Если же начальник настаивает, можно зайти с другой стороны: «Очень хотелось бы вам помочь, но я уже должен сделать ко вторнику такую-то работу партнеру такому-то. Когда вам нужен результат?» Главное, чтобы ваши объяснения звучали как можно проще и не содержали лишних деталей.
Все опрошенные Forbes эксперты посоветовали не бояться четко разделять профессиональную и личную жизнь. «Лучшее оправдание — это семья, — уверен Гартрел. — Трудно поставить под сомнение ваше желание пойти погулять с детьми или навестить родителей после окончания рабочего дня».